Онколог и, по иронии судьбы, онкопациент Андрей Павленко воспользовался всем доступным в стране лечением рака желудка, но 5 января ушел из жизни после почти 2-летней борьбы с агрессивным заболеванием.
Год назад, на конференции по абдоминальной онкологии Алексей Михайлович Карачун, заведующий хирургическим отделением абдоминальной онкологии и научным отделением НМИЦ имени Н.Н. Петрова, заявил: «Примерно в 40% случаях рак желудка у россиян выявляется уже в IV степени. К сожалению, это люди, обреченные… В подавляющем большинстве таких случаев смерть наступает в течение года только из-за того, что заболевание было обнаружено слишком поздно. Поэтому ключ к победе над злокачественными опухолями желудочно-кишечного тракта сегодня находится не в руках хирургов, а тех специалистов, которые занимаются внедрением программ скрининговой диагностики и пропагандой здорового образа жизни. По сути, борьба с раком сегодня — больше социальная, чем медицинская проблема».
Врач, исцели себя сам
Павленко узнал о своем диагнозе чуть раньше – на третьей стадии. Несмотря на генетический фактор (его отец умер от рака желудка в 55 лет), врач не проходил ежегодную диагностику. Причина в том, что по протоколу обследование в России назначают после 40 лет, а на момент выявления прогрессирующей опухоли Андрею было только 39. Однако ученые уверяют, что рак желудка значительно помолодел и все чаще встречается у молодых людей (30%).
Что касается терапии, Павленко – оперирующий онколог и руководитель онкоцентра университетской клиники в Санкт-Петербурге знал, как действовать в подобной ситуации. К тому же верил, что в России 2018 года много хороших специалистов, которые ему помогут. От возможности лечиться за рубежом доктор сразу же отказался. До болезни он стажировался в клиниках Великобритании, Франции, Южной Кореи (примечательно, что в 2016 году в Severance – по хирургии рака желудка), видел их кухню изнутри. Между тем, медицина за границей узкопрофильная, и в лечении рака лидируют другие страны – США, Германия и Израиль.
Светя другим, сгораю сам
Когда талантливый специалист, 20 лет отдавший профессии, по 6 лет не бывает в отпуске, потому что нет средств, пашет на нескольких работах, чтобы прокормить семью, у него вряд ли остается время подумать о собственном здоровье. Даже если он врач-онколог, который ежедневно сталкивается с диагнозом «рак».
В роли пациента Павленко пережил 8 курсов химиотерапии, операцию по удалению желудка, добился непродолжительной ремиссии. И сразу же снова стал врачом, вышел на работу – не мог иначе, по его собственным словам, «сжег себя дотла». Старался как можно больше успеть сделать, не давал себе отдохнуть. Недосып, погрешности в питании сделали свое дело ДО химиотерапии и гастрэктомии, отсутствие полноценной реабилитации – ПОСЛЕ. В результате развился тотальный канцероматоз. При таком раскладе врач Павленко прогнозировал пациентам 3-6 месяцев жизни, сам прожил, к сожалению, только 2.
«Хочу, чтобы побеждала жизнь»
Андрей Павленко, как Доктор Живаго Бориса Пастернака, не уехал за рубеж, когда еще был здоров. К примеру, в США он мог получать зарплату $250 тыс. в год, а в регионах РФ, как он признавался в интервью, хирург рассчитывает лишь на 25-40 тыс. рублей в месяц. Но Павленко работал в России, стремился, чтобы местные врачи и пациенты могли жить, а не выживать. И будучи тяжело больным, он остался, чтобы улучшить онкологическую помощь в своей стране, где «рак невозможно вылечить без денег и связей». И не всегда, увы, даже при их наличии.
История не терпит сослагательного наклонения. Мы не знаем, помогла бы Андрею Павленко экспресс-диагностика, щадящая химиотерапия без выпадения волос и разрушения печени, вовремя полученная биотерапия и другие современные методы лечения рака желудка, недоступные в России. Его карцинома стала одним из более миллиона выявленных в мире случаев рака желудка в 2018 году. Андрея больше нет, но тысячи больных, кто сейчас борется с опухолью, можно спасти.
Еще школьником Андрей мечтал, чтобы побеждала жизнь. Надеемся, что «Школа практической онкологии», проект Cancer Fund и другие начинания мужественного врача не исчезнут с его уходом, гранты и стипендии будут назначаться при жизни основателей, а семьи известных и не очень российских хирургов перестанут бедствовать.
#doktorIsrael #павленко #андрей павленко #онколог павленко #рак