Пятнадцатилетний Александр Пушкин в 1814 году опубликовал в журнале "Вестник Европы" сатирическое послание "К другу стихотворцу" под псевдонимом Александр Н.к.ш.п. Это было его первое опубликованное стихотворение. И оно, как ни странно, имело цель отговорить его товарища от занятий поэзией.
Кюхельбекер много читал, строил "гигантские проекты" на будущее, был одним из первых в учебе. Он был одним из наиболее плодовитых стихотворцев лицея, однако друзья любили подшучивать над ним. Он был глуховат, вспыльчив, заикался, любил помечтать и сочинял стихотворения. Все это провоцировало насмешки.
"Однажды, не выдержав насмешек, он побежал топиться в пруд. Но пруд за лето обмелел, и утопиться не удалось. Его вытащили, на нем с головы до ног — грязь, слизь, тина. Это событие — новая тема для шуток и эпиграмм. Или: Вильгельм вдохновенно читает свои стихи, а Саша Пушкин при этом невинно произносит: Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее".
Пушкин обращается к своему другу Вильгельму Кюхельбекеру. Как пишет литературовед Юрий Тынянов, аргументация Пушкина, который отговаривает своего товарища от занятий поэзией, похожа на доводы матери Кюхельбекера.
Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихий век без горя, без заботы, Своими одами журналы не тягчит И над экспромтами недели не сидит!
А.С.Пушкин "К другу стихотворцу"
Среди лицеистов вообще остро стоял вопрос дальнейшего трудоустройства. А мать Кюхельбекера своими письмами напоминала ему о том, что денег у семьи нет, они могли рассчитывать только на случайные наследства и протекции. Поэтому мать лицеиста делает акцент на «служение отечеству» и рассказывает Кюхельбекеру, почему нужно выбрать именно такой путь. Сам лицеист же мечтает работать школьным учителем в провинции. Его мать сама эта мысль приводит в ужас. На поэтическое творчество она смотрит примерно так же.
«Ренненкампф (родственник Кюхельбекера, преподаватель словесности, работавший в лицее) говорил о тебе много хорошего, но просил меня напомнить тебе, чтобы ты не слишком много времени уделял писанию стихов; я также думаю, что ты не должен делать это своим единственным препровождением времени, твое воображение слишком живо, чтобы его не обуздывать при этих вещах; не нужно душить природного таланта, но чтобы достичь некоторого совершенства, нужно много познаний, а время юности так коротко для того, чтобы научиться служить отечеству, что даже тот, кто обладает талантом в поэзии, едва ли может в ней успеть по недостатку времени, потому что без настоящего знания языка и необходимой образованности в изящных искусствах — это значит только портить бумагу» – пишет Кюхельбекеру мама.
В 1814 году вопрос профориентации встает особенно остро: умирает директор лицея Малиновский, и с этого момента заканчивается начальный период обучения лицеистов, задача которого была подготовить их «к важным частям службы». Начинается период жизни лицеистов без директора. И Пушкин, очевидно, хочет сказать своему другу: никакой ты Кюхельбекер не поэт, брось это, иначе останешься в безызвестности.
Пушкин как бы объясняет другу-стихотворцу, в чем сущность поэзии. Заявляя об особенной, ее общественно-значимой роли, о сложности избранного им пути, он указывает на своих кумиров и учителей, иронизирует над стереотипами, сложившимися вокруг роли поэта. Уже здесь видна приверженность Пушкина кругу Карамзина и в дальнейшем "Арзамасу", выступление против «Беседы любителей русского слова».