Найти в Дзене
Православная Жизнь

Куда попадали люди после завершения жизни в Ветхом Завете?

Оглавление

Одним из самых интересных богословских вопросов является размышление на тему, куда же попадали души умерших людей до прихода Иисуса Христа. И дать однозначный ответ на этот вопрос очень сложно. Но давайте попробуем разобраться.

Икона "Сошествие Христа во ад"
Икона "Сошествие Христа во ад"

Существовал ли ад и Рай в Ветхом Завете?

Из Библии мы знаем, что абсолютно все люди, в том числе праведники и ветхозаветные патриархи после завершения земной жизни попадали в ад. Но он имел несколько уровней и для праведников предназначалось так называемое Лоно Авраамово, о котором упоминается в евангельской притче о богаче и Лазаре. Вот что говорит об этом архиепископ Аверкий (Таушев):

“После смерти Ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай», потому что рай был отверзт только страданиями и вокресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников”.

Но многие богословы и ученые до сих пор не имеют единого мнения о том, чем же являлось это Ложе Авраамово – частью ада или прообразом Рая? Библия говорит нам, что после грехопадения Бог лишил человека бессмертия, но при этом дал надежду на вечную жизнь, качество которой определяется нами самими уже в этом земном бытие. Это подтверждает факт схождения Христа во ад и вызволение оттуда всех праведников.

И лишь после Второго пришествия Иисуса Христа произойдет всеобщее Воскресение и состоится окончательный Страшный Суд. Об этом мы писали в статье Что будет после Второго пришествия Христа?

Прообраз ада в Древнем Египте

Некоторые ученые (Келльн, Бауэр, Вольтер) считали, что ветхозаветные евреи заимствовали свое учение о загробной жизни у персов и египтян. И действительно, если рассмотреть подробнее эти учения можно увидеть некоторые параллели. Например, у египтян существовала традиция, согласно которой в день погребения над умершим совершался суд.

Приглашали 42-х судей, которые выслушивали людей, знавших преставившегося лично. Они по очереди произносили защитительные или обвинительные речи. В это же время, по мнению древних египтян душа покойного проходила суд в воздушном мире. И лишь после того, как все судьи выносили свой вердикт – его либо хоронили и тогда душа отправлялась в поля Аанру (прообраз Рая), либо запрещали это делать и его душа оказывалась в бурлящем котле.

Поэтому мы видим, что некоторые библейские традиции имеют под собой довольно глубокий и древний фундамент.