Перед тем, как отправиться на выставку, я попыталась послушать несколько лекций на тему (в том числе предоставленную ГМИИ), и полистать материалы о художнике. Однако оказалось, что наиболее интересным является аудиогид от ivi, который можно послушать или прочитать (что удобнее) на сайте Пушкинского музея. Очень рекомендую.
Кстати, билеты лучше покупать на сайте и сохранять в телефоне. (музейные сканеры плохо читают бумажные распечатки). Это избавит вас от необходимости ждать и мерзнуть в очереди.
Выставка находится на втором этаже, а билет на нее действует также и на постоянную экспозицию музея. Этим стоит воспользоваться, хотя бы для того, чтобы спустившись на первый этаж, посмотреть на пейзажи Якобса ван Рёйсдала. К этому художнику Гейнсборо относился с большим уважением, и считал его пейзажи образцом для своих собственных.
Вот некоторые из этих работ:
Но вернемся к самой выставке и работам Гейнсборо.
Вдоль колоннады в основном расположены портреты. Начнем с семейства Гейнсборо. Вот он сам:
Здесь художнику около 60 лет, а сам портрет предназначался в подарок другу. Видно, что работа осталась незаконченной - фон слева толком не прописан. Тем не менее Гейнсборо в завещании написал, что именно этот портрет можно использовать для воспроизведения в гравюрах. Трудно сказать, считал ли он его самым удачным, или просто выбрал самый последний.
Леди на портрете внизу - Маргарет Гейнсборо - жена художника.
Каждый год на годовщину свадьбы Гейнсборо писал портрет своей супруги, и эта небольшая работа (размером с открытку), вероятно, также была данью давней традиции. Здесь Маргарет уже за 50. Интересно было бы посмотреть на серию таких работ, но увы, на выставке только эта миниатюра (не пропустите ее в зале с рисунками).
Продолжим знакомство с семейством. Теперь портрет дочери - тоже Маргарет. Очаровательная юная леди, с устремленным вдаль мечтательным взглядом.
Кстати, в похоже манере Гейнсборо видимо, вообще любил писать молодых людей. Юноши у него выглядят также вдохновенно и также смотрят в будущее. Сравните с портретом Самуэля Линли.
А вот мальчики постарше и поувереннее.
Это, пожалуй, один из самых ярких групповых портретов. Кроме того, кажется, что внутри сконцентрировалась вся энергия молодости.
А дальше, пожалуй, портрет одного из самых красивых джентельменов, прибывших на выставку. Согласитесь, он очень хорош собой. А за счет ярко-красного сюртука (Гейнсборо ведь пишет в весьма сдержанной манере) работа привлекает особое внимание.
В общем, сплошные леди и джентельмены: все они изображены в приятной мягкой манере, спокойными, уверенными и уравновешенными.
Немного непривычно видеть мальчиков в девчачьей одежде (хоть мы все и помним, что тогда было принято лет до 7 одевать мальчишек в платья). Однако, если присмотреться, то мордашки все-таки мальчишеские :) Кстати, изначально на портрете была изображена только девушка. Но после рождения малышей, как это часто бывало в те времена, мальчиков просто дописали к готовому портрету. Наверняка, это стоило дешевле еще одного. Тем более, это одна из самых больших работ на выставке.
Забавно, что вторая здоровенная картина - это вот этот портрет.
Абель Мойси был врачом Гейнсборо. Причем врачом достаточно дорогим. Считается, что этот портрет был написан в качестве оплаты счетов за лечение. Подозреваю, именно поэтому он такой большой. Заказчик же должен быть проникнуться масштабом и сложностью работы. :)
Обратите внимание на трость. Точно такую же можно увидеть вживую в витрине (зал с рисунками). Там отлично видно, что обычная с виду деревянная палка при необходимости легко превращается в шпагу.
Ну, хватит, пожалуй, портретов. Давайте дальше смотреть пейзажи. Всюду написано, что Гейнсборо зарабатывал изображениями своих современников, а пейзажи писал исключительно для себя, по велению души. Но в это трудно верится, глядя на значительные полотна, представленные на выставке. Да и аудиогид убеждает нас в том, что к концу века англичане таки прониклись Гейнсборовскими пейзажами. В конце-концов, когда речь идет о модном художнике, то уже не так важно, портрет или пейзаж его работы висит у вас в гостиной.
Будете разглядывать пейзажи, обратите внимание на названия. Если бы Гейнсборо не жил несколько веков назад, то можно было бы сказать, что он старательно использует теги.
Это вот одна из ранних работ. Но совершенно чудесная, по-моему:
Следующий, пожалуй, самый голландский по стилю.
На следующей картине изображен Озерный край. Очень модное туристическое направление во времена Гейнсборо. Да и сейчас там очень хорошо.
А вот этот пейзаж с коровами считается одним из лучших у Гейнсборо. И явно не зря.
Ну и не могу не показать совершенно милейшую работу, изображающую собаку с щенком:
Аудиогид сообщает, что "когда художник внес «Померанского шпица и щенка» в комнату, собака его друга приняла изображенных животных за настоящих и набросилась на них с лаем". Верится, конечно, с трудом, но на месте Гейнсборо я бы тоже сочинила такую легенду.
Последняя часть выставки посвящена рисункам художника, а также его экспериментам с картинами на стекле. Один из друзей Томаса считал, что его рисунки даже интереснее живописных работ. Смотрите сами.
А вот дальше - живопись на стекле. Сзади работа подсвечивается лампой (а во время Гейнсбора это были свечи за шелковым экраном), за счет чего приобретает почти естественное освещение.
Но это, конечно, надо смотреть вживую. Впрочем, как и все остальное.
В целом, работы Гейнсборо создают очень теплое ощущение. Он в каком-то смысле очень домашний художник. Спокойная цветовая гамма пейзажей, семейные портреты, все они дышат спокойствием и размеренностью.
Выставка работает до 1 марта. Не пропустите.