Найти тему

Что смотреть на выставке Гейнсборо в Москве

Перед тем, как отправиться на выставку, я попыталась послушать несколько лекций на тему (в том числе предоставленную ГМИИ), и полистать материалы о художнике. Однако оказалось, что наиболее интересным является аудиогид от ivi, который можно послушать или прочитать (что удобнее) на сайте Пушкинского музея. Очень рекомендую.

Кстати, билеты лучше покупать на сайте и сохранять в телефоне. (музейные сканеры плохо читают бумажные распечатки). Это избавит вас от необходимости ждать и мерзнуть в очереди.

выставка, как обычно, расположена вдоль колоннады и в залах рядом с ней
выставка, как обычно, расположена вдоль колоннады и в залах рядом с ней

Выставка находится на втором этаже, а билет на нее действует также и на постоянную экспозицию музея. Этим стоит воспользоваться, хотя бы для того, чтобы спустившись на первый этаж, посмотреть на пейзажи Якобса ван Рёйсдала. К этому художнику Гейнсборо относился с большим уважением, и считал его пейзажи образцом для своих собственных.

Вот некоторые из этих работ:

Речной пейзаж. 1635
Речной пейзаж. 1635
Переправа через реку. 1635
Переправа через реку. 1635
Вид на Эгмонд-ан-Зее
Вид на Эгмонд-ан-Зее

Но вернемся к самой выставке и работам Гейнсборо.

самое начало
самое начало

Вдоль колоннады в основном расположены портреты. Начнем с семейства Гейнсборо. Вот он сам:

Автопортрет
Автопортрет

Здесь художнику около 60 лет, а сам портрет предназначался в подарок другу. Видно, что работа осталась незаконченной - фон слева толком не прописан. Тем не менее Гейнсборо в завещании написал, что именно этот портрет можно использовать для воспроизведения в гравюрах. Трудно сказать, считал ли он его самым удачным, или просто выбрал самый последний.

Леди на портрете внизу - Маргарет Гейнсборо - жена художника.

Портрет Маргарет Гейнсборо
Портрет Маргарет Гейнсборо

Каждый год на годовщину свадьбы Гейнсборо писал портрет своей супруги, и эта небольшая работа (размером с открытку), вероятно, также была данью давней традиции. Здесь Маргарет уже за 50. Интересно было бы посмотреть на серию таких работ, но увы, на выставке только эта миниатюра (не пропустите ее в зале с рисунками).

Продолжим знакомство с семейством. Теперь портрет дочери - тоже Маргарет. Очаровательная юная леди, с устремленным вдаль мечтательным взглядом.

Портрет Маргарет, дочери художника
Портрет Маргарет, дочери художника

Кстати, в похоже манере Гейнсборо видимо, вообще любил писать молодых людей. Юноши у него выглядят также вдохновенно и также смотрят в будущее. Сравните с портретом Самуэля Линли.

А вот мальчики постарше и поувереннее.

Портрет джентльмена с собакой в лесу
Портрет джентльмена с собакой в лесу

Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа
Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа

Это, пожалуй, один из самых ярких групповых портретов. Кроме того, кажется, что внутри сконцентрировалась вся энергия молодости.

Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж
Портрет Луизы Скрайн, леди Кладж

А дальше, пожалуй, портрет одного из самых красивых джентельменов, прибывших на выставку. Согласитесь, он очень хорош собой. А за счет ярко-красного сюртука (Гейнсборо ведь пишет в весьма сдержанной манере) работа привлекает особое внимание.

Портрет Томаса Хибберта
Портрет Томаса Хибберта

В общем, сплошные леди и джентельмены: все они изображены в приятной мягкой манере, спокойными, уверенными и уравновешенными.

Портрет Гарриет, виконтессы Трейси
Портрет Гарриет, виконтессы Трейси
Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом
Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом

Немного непривычно видеть мальчиков в девчачьей одежде (хоть мы все и помним, что тогда было принято лет до 7 одевать мальчишек в платья). Однако, если присмотреться, то мордашки все-таки мальчишеские :) Кстати, изначально на портрете была изображена только девушка. Но после рождения малышей, как это часто бывало в те времена, мальчиков просто дописали к готовому портрету. Наверняка, это стоило дешевле еще одного. Тем более, это одна из самых больших работ на выставке.

Забавно, что вторая здоровенная картина - это вот этот портрет.

Портрет Абеля Мойси
Портрет Абеля Мойси

Абель Мойси был врачом Гейнсборо. Причем врачом достаточно дорогим. Считается, что этот портрет был написан в качестве оплаты счетов за лечение. Подозреваю, именно поэтому он такой большой. Заказчик же должен быть проникнуться масштабом и сложностью работы. :)

Обратите внимание на трость. Точно такую же можно увидеть вживую в витрине (зал с рисунками). Там отлично видно, что обычная с виду деревянная палка при необходимости легко превращается в шпагу.

Ну, хватит, пожалуй, портретов. Давайте дальше смотреть пейзажи. Всюду написано, что Гейнсборо зарабатывал изображениями своих современников, а пейзажи писал исключительно для себя, по велению души. Но в это трудно верится, глядя на значительные полотна, представленные на выставке. Да и аудиогид убеждает нас в том, что к концу века англичане таки прониклись Гейнсборовскими пейзажами. В конце-концов, когда речь идет о модном художнике, то уже не так важно, портрет или пейзаж его работы висит у вас в гостиной.

Будете разглядывать пейзажи, обратите внимание на названия. Если бы Гейнсборо не жил несколько веков назад, то можно было бы сказать, что он старательно использует теги.

Это вот одна из ранних работ. Но совершенно чудесная, по-моему:

Пейзаж с повозкой на извилистой дороге
Пейзаж с повозкой на извилистой дороге
Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали
Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали

Следующий, пожалуй, самый голландский по стилю.

Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками
Скалистое побережье с развалинами замка и рыбаками

На следующей картине изображен Озерный край. Очень модное туристическое направление во времена Гейнсборо. Да и сейчас там очень хорошо.

Пейзаж с холмами и лесными просторами
Пейзаж с холмами и лесными просторами

А вот этот пейзаж с коровами считается одним из лучших у Гейнсборо. И явно не зря.

Лесной пейзаж со стадом у водоема
Лесной пейзаж со стадом у водоема

Ну и не могу не показать совершенно милейшую работу, изображающую собаку с щенком:

Померанский шпиц и щенок
Померанский шпиц и щенок

Аудиогид сообщает, что "когда художник внес «Померанского шпица и щенка» в комнату, собака его друга приняла изображенных животных за настоящих и набросилась на них с лаем". Верится, конечно, с трудом, но на месте Гейнсборо я бы тоже сочинила такую легенду.

Последняя часть выставки посвящена рисункам художника, а также его экспериментам с картинами на стекле. Один из друзей Томаса считал, что его рисунки даже интереснее живописных работ. Смотрите сами.

-22

оффорт "Саффолкская пашня"
оффорт "Саффолкская пашня"
гравюра "Пастух"
гравюра "Пастух"

А вот дальше - живопись на стекле. Сзади работа подсвечивается лампой (а во время Гейнсбора это были свечи за шелковым экраном), за счет чего приобретает почти естественное освещение.

Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами
Прибрежная сцена с парусными и весельными лодками и фигурами

Но это, конечно, надо смотреть вживую. Впрочем, как и все остальное.

В целом, работы Гейнсборо создают очень теплое ощущение. Он в каком-то смысле очень домашний художник. Спокойная цветовая гамма пейзажей, семейные портреты, все они дышат спокойствием и размеренностью.

Выставка работает до 1 марта. Не пропустите.