Найти тему
Сергей Климентьев

Как пройти шлюзы Волго-Балтийского канала на яхте.

Практический руководство для тех, кто собирается в путь по Волго-Балту.

Статья носит информационный характер для яхтсменов-любителей и водно-моторников. Привожу актуальную и ценную с практической точки зрения информацию из своего личного опыта перехода на яхте в августе 2019 г. Пересказываю по пунктам порядок радиообмена с диспетчером.

Я, Славян и Леха
Я, Славян и Леха

1. Перед самим шлюзом (а лучше за 2-3 км) запрашиваем на 3 канале речной радиостанции.

Яхта: шлюз №2, парусной яхте «Макси Лэди».

Диспетчер отвечает: Макси Лэди, шлюз 2, диспетчер на приеме.

Яхта: добрый день, следуем снизу от первого шлюза, находимся в 500 метрах, хотим прошлюзоваться вверх.

Диспетчер: добрый день, яхта, пока нет возможности, ожидайте.

Яхта: подскажите, пожалуйста, примерно сколько по времени ожидать.

Диспетчер: сейчас шлюзуем судно, затем идут суда сверху, а потом возьмем вас с попутным.

Яхта: принято. Подскажите, к причальной стеночке можно встать для ожидания.

Диспетчер: вставайте у краешка стенки.

Яхта: встаю у причальной стенки, у края в самом начале. Принято.

Подходим к стенке, швартуемся.

Причальные стенки шлюзов не приспособлены для комфортной швартовки маломерных судов, стенка ребристая, поэтому кранцев выставляем побольше и располагаем их горизонтально. Чтобы от волны проходящих судов яхту не терло о металлическую стену. Кнехты находятся высоко, иногда просто не дотянуться.

Ожидание может затянуться на несколько часов. 
Верхний бьеф 3 шлюза Волго-Балтийского канала. Вид причальных стенок.
Верхний бьеф 3 шлюза Волго-Балтийского канала. Вид причальных стенок.
Диспетчер шлюза руководствуется правилами плавания по внутренним водным путям и другими нормативными документами. В приоритете большие суда, их шлюзуют в первую очередь, а маломерки по остаточному принципу. Никто специально готовить камеру шлюза под маломерку не будет. Есть определенный план-график пропуска судов на текущий день. И диспетчер не прыгнет «выше головы». Он не «отодвинет» большие суда, не поставит их на ожидание, чтобы шлюзовать маломеров.

Это нужно понимать и учитывать при радиообмене.

Не следует пререкаться с диспетчером, включать «бычку» или показывать свою крутизну.

Однажды наблюдал такое - скажу точно - нерезультативно.

Вместе с тем, на флоте силен человеческий фактор. Поэтому не нужно стесняться спрашивать у диспетчера, напоминать о себе и даже попросить о чем-то.

Наблюдаем, как вышли два нефтеналивных из камеры шлюза, проследовали мимо нас. А навстречу им идет другая баржа.

-3

2. Прошло минут 40. Я выхожу в эфир, напоминаю о себе. 

Яхта: шлюз 2, вызывает парусная яхта «Макси Лэди», уточните по времени, сколько примерно еще ожидаем.

Диспетчер: вот сейчас зайдет «Козьма Минин», за ним «Шлюзовой-72», с ними вас и возьмем.

Яхта: принято, спасибо.

Значит, минут через 10 примерно. Готовимся, завели двигатель.

Ворота шлюза открыты, светофор горит зеленым, значит вход в камеру разрешен. Но мы ожидаем команду диспетчера. Вот на самом малом ходу заходит грузовое судно «Козьма Минин», за ним подтягивается толкач.

 

3. Диспетчер дает разрешение на вход и определяет порядок захода. 

Диспетчер: парусная яхта «Макси Лэди», шлюзу 2.

Яхта: «Макси Лэди» на приеме.

Диспетчер: сообщите ваши размеры.

Яхта: длина 8,5 метра, ширина 3, осадка 1,5 м, высота с мачтой 12 метров.

Дичпетчер: маршрут, откуда куда.

Яхта: следуем из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород.

Диспетчер: фамилия, имя, отчество судовладельца и капитана, бортовой номер судна.

Называю данные.

Диспетчер: на борту все исправно?

Яхта: на борту все проверено, исправно, к шлюзованию готов.

Диспетчер: сначала заходит «Козьма Минин», за ним «Шлюзовой-72», за ним зайдете вы. Возьметесь правым за 13.

Яхта: захожу за «Шлюзовым-72», швартуюсь к 13 рыму правым бортом, принято.

Второе судно вышло из камеры шлюза. Оно направляется в Онежское озеро.
Второе судно вышло из камеры шлюза. Оно направляется в Онежское озеро.
Названия грузовых судов нанесены на бортах ближе к носу и на корме.

Наблюдаем за заходом судов. Когда толкач «Шлюзовой-72» зашел в камеру, мы отвязываемся, отходим и малым ходом идем к воротам шлюза. 

Пока предыдущий корабль не отшвартован, входить в камеру шлюза не нужно. Так как во время швартовки, он выравнивает свое положение относительно рымов и достаточно активно работает движителями, чем создает завихрения. А это создаст помехи нам при швартовке. Не подойдёшь к рыму нормально, будет сносить, прижимать, отжимать, зачем нам это все?..

Мы подошли практически к воротам шлюза, когда в эфир судно доложило: «Шлюзовой-72 отшвартован». 

4. Заходим в камеру шлюза. Определяем свой рым, швартуемся к нему.

Рым, это крюк, который поднимается/опускается вместе с уровнем воды. Перемещается он в шахте — углублении в стене камеры шлюза.
Вид рыма (слева красный) и шахты. На картинке 6 шлюз Волго-Балта (для примера)
Вид рыма (слева красный) и шахты. На картинке 6 шлюз Волго-Балта (для примера)
Все рымы пронумерованы, номер указан на табличке наверху камеры. Так как мы идем снизу и будем подниматься, сейчас камера порожняя, то таблички с номерами высоко над нами. Поэтому задираем головы и смотрим. 

Нашли наш 13 номер, это самый крайний к воротам шлюза крюк. На малом ходу подхожу к рыму, даю реверс, чтобы остановить лодку. Парни накидывают швартов на крюк и выбирают слабину. С помощью швартовых равняем яхту так, чтобы крюк был примерно по центру корпуса, напротив мачты. Это для того, что краспица (элемент конструкции мачты, торчащий в стороны) была по центру шахты. Для безопасности, если, вдруг, яхту закачает, чтобы краспица не ударялась о бетонную стену камеры шлюза.

Докладываю диспетчеру:

Яхта: парусная яхта «Макси Лэди» отшвартована, к шлюзованию готов.

Диспетчер: принято, закрываю. 

Это значит, что закрывает ворота шлюза. Светофор над воротами загорелся красным, ворота начали медленно закрываться. Закрываются они в течение 3-4 минут.

Важно! Маломерное судно — лодку, катер, яхту — нельзя жестко привязывать к крюку.

Бывают случаи, когда камера наполняется, уровень воды поднимается, плавучий крюк застревает, а потом с силой резко всплывает вместе с крепко привязанной лодкой.

Или, когда, камера опорожняется, а крюк завис, а вода продолжает опускаться. В какой-то момент крюк грохается вниз. Вот если швартовы были заданы (привязаны крепко), то грозит… понятно чем это грозит!

Большим судам такое не страшно, они этот крючок своей гигантской массой сдвигают вверх/вниз. А маломерному судну, даже многотоному веса не хватит.

Существуют разные способы швартовки к рымам в шлюзах. Мне нравится такой: накидываешь на крюк два швартова, один конец держит матрос на носу, другой на корме. Выбирая или травя (выбрать — значит натянуть, травить — отпускать) соотвествующий конец, мы регулируем положение корпуса лодки относительно рыма и стены камеры шлюза. Также можно использовать багор.
Камера второго шлюза Волго-Балтийского канала. Стоим правым бортом у 13 рыма. Перед нами толкач «Шлюзовой-72»
Камера второго шлюза Волго-Балтийского канала. Стоим правым бортом у 13 рыма. Перед нами толкач «Шлюзовой-72»

5. Процесс шлюзования.

Когда ворота закрыты, диспетчер в эфире сообщает всем судам о начале шлюзования. 

Диспетчер: «Козьма Минин», «Шлюзовой-72», «Макси Лэди», наполняется камера, следите за швартовыми.

Суда отвечают:

«Козьма Минин», принял».

«Шлюзовой-72», принято, следим за швартовыми».

Отвечаем и мы: «Макси Лэди», принято, следим».

Пошла водичка. Рым медленно по сантиметру пополз вверх. Сначала тихонечко, потом процесс немного ускоряется. Весь процесс на разных шлюзах длится по разному, но, в среднем, около 15-25 минут. Мы двигатель не глушим, работает на холостых.

Фрагмент Волго-Балтийского водного пути. Узкие полоски синим на карте - это 3, 4, 5 шлюзы. Программа Navionics для iPad.
Фрагмент Волго-Балтийского водного пути. Узкие полоски синим на карте - это 3, 4, 5 шлюзы. Программа Navionics для iPad.

В середине шлюзования, минут за 7-10 до окончания, выхожу в эфир:

Яхта: грузовое судно в камере второго шлюза «Козьма Минин» и «Шлюзовой-72», большая просьба от парусной яхты: при выходе из камеры шлюза работайте машинами помягче, а то нас начинает «колбасить». Спасибо заранее.

Суда отвевают:

«Принял, «Козьма Минин».

«Шлюзовой-72», принял, аккуратно выйдем, не беспокойтесь».

Отвечаю им: «Ещё раз большое спасибо всем».

И так, я делал на каждом шлюзе. После того, как на Нижне-Свирском нас жестко покидало в стороны.

Ни одно судно ни разу не проигнорировало наше сообщение, все всегда подтверждали получение и подтверждали, что будут работать движителями не в полный газ.

Мне сначала такая лояльность казалась чем-то диковатым... Приятно, тебя воспринимают. Ты такой же корабль, как и они ))

6. Выход из камеры шлюза.

Вот мы поднялись на верхний уровень. Диспетчер сообщает о завершении процесса шлюзования, открываются ворота, загорается зеленый свет. 

Суда выходят в том же порядке, что и заходили. Первым вышел «Козьма Минин», за ним толкач «Шлюзовой-72». Мы не отшвартовываемся до тех пор, пока предыдущее судно не дойдет до передних ворот шлюза. Так как во время отхода от винтов создается приличный ток воды с самыми разными завихрениями, нужно одерживать яхту. Иногда помогаю движком, даю самый малый вперед. 

Мы скидываем швартовы с рыма, отходим и направляемся к выходу из камеры шлюза. 

Принято благодарить за шлюзование, все суда делают это при выходе. И мы тоже всегда так делаем.

Яхта: парусная яхта «Макси Лэди» благодарит за шлюзование, всего доброго.

Диспетчер: и вам всего доброго, спокойного перехода.

Встречное судно на малом ходу заходит в камеру шлюза
Встречное судно на малом ходу заходит в камеру шлюза

Вышли мы из камеры шлюза, следуем за впереди идущими судами. Идут они медленно. Никого обгонять пока не нужно, так как канал после шлюза узкий, а на встречке двое «больших», идут друг за другом на самом малом ходу, прицеливаются на узкий вход в ворота.

7. Переводим радиостанцию на 5 канал после прохода шлюзов. Не забываем.

Хотя на Волго-Балтийском канале расстояние между шлюзами небольшое, мы не переключаемся, а сразу запрашиваем следующий шлюз. 

Яхта: шлюз 3, парусной яхте «Макси Лэди»

Диспетчер: на приеме шлюз 3.

Яхта: добрый день, вышли из второго шлюза, направляемся к вам, хотим прошлюзоваться вверх.

И цикл радиообмена и весь алгоритм повторяется по сценарию.

P.S. Возможно, какие-то детали упустил, уточняйте в комментах, дополняйте.

За весь день, с 9 утра до 22 часов, с учетом ожидания, мы прошли 5 шлюзов Волго-Балта. Вот так вот. Небыстро. Хотя расстояние там всего-то километров 20 между первым и пятым шлюзом. Вообще, мы не ждали по-долгу нигде, лишь перед первым шлюзом задержали нас на 2 часа и между 3 и 4 постояли тоже около 1,5-2 часов.

Впереди нас ждет 6й шлюз. Но его мы оставим на завтра. Не будем "насиловаться", ищем место для швартовки на ночь.

Читать далее. День 11. Поиск места для ночевки... и, конечно же, с приключениями.