Глава V. Кавалерия.
Пожалуй, ни один из военачальников конца XVIII начала XIX в. так не ценил конницу, как Наполеон Бонапарт. Прекрасно понимая ее боевые свойства и возможности, французский император активно использовал легкую кавалерию для маскировки передвижений огромных масс своей армии и для разведывания диспозиций и маневров противника. Также он придавал огромное значение массовой атаке конницы на поле сражения и неоднократно ее применял для нанесения внезапного удара по слабому месту строя неприятеля. Причём Наполеон добился прекрасного взаимодействия пехоты и конницы (Французы в России. 1812 год по воспоминаниям современников-иностранцев. В 3 т. Т.3. СПб., 2012).
После прихода к власти в стране Бонапарт изменил организацию конницы в составе армии, собрав принадлежащие ранее пехоте кавалерийские полки в отдельные бригады и дивизии. Уверенность императора в важности маневра и атаки большими массами тяжелой конницы была столь велика, что спустя еще некоторое время он свел дивизии в корпуса.
В 1799 году французская кавалерия состояла из 2-х карабинерных, 25 кавалерийских, 20 драгунских, 23 шассерских (егерских) и 13 гусарских полков. Всего было 83 полка (307 эскадронов), они насчитывали 51 тыс. человек. Затем их численность несколько возросла. Так, количество драгунских полков было доведено до 30, егерских до 31 (Русский военно-исторический словарь / под ред. В.Г. Краснова. М., 2001). В 1801 г после реорганизации кавалерийских полков стало 78 (2 карабинерских, 12 кирасирских, 30 драгунских, 24 конно-егерских и 10 гусарских). Полки состояли из эскадронов, а эскадроны - из рот. Численность эскадронов в полках постоянно варьировалась, но в основном их было четыре. Первая рота каждого полка считалась элитной, и в нее были сведены все лучшие кавалеристы полка. Исключение составляли лишь карабинеры и кирасиры, которые все считались привилегированной кавалерией.
Из всех видов кавалерии особо элитными были кирасиры, созданные для прорыва пехоты противника. Кирасиры, как род тяжелой кавалерии, официально появились во французской армии в 1801 г. В этом году был создан 1-й полк, а массово кирасирские полки стали создаваться в 1803 г. Всего во времена Империи существовало 14 кирасирских полков.
Обычно каждый полк состоял из 4 эскадронов по две роты в каждом. В первые годы Империи численность кирасирского полка должна была составлять 820 человек (на практике она составляла примерно 540 человек). В кирасиры набирались люди ростом от 1,70 до 1,80 м (http://bitvagigantov.ucoz.ru/index/francuzskij_soldat/0-16. 01.10.2012).
Наполеон создал кавалерийских резерв из двух кирасирских дивизий (с 1809 года - 14 кирасирских полков). Кроме того, в 1811 году под влиянием опыта схваток с казаками, вооружённых пиками, были созданы 6 уланских полков (затем в Варшавском герцогстве ещё 3).
Таким образом, французская кавалерия делилась на тяжёлую (кирасиры и карабинеры)...
...линейную (драгуны и уланы) и
лёгкую (гусары и конные егеря). Тяжелая кавалерия считалась резервом главного командования, кирасиры и карабинеры предназначались для прямых лобовых атак и прорыва линии войск врага в решающий момент сражения. Линейная кавалерия поддерживала действия пехотных частей, а легкая конница в основном выполняла функцию разведывательно-диверсионных подразделений, могла совершить рейд по тылам противника и неожиданное нападение на врага из засады.
Кавалерийский полк 1808 года, состоял из 4-х эскадронов, два эскадрона составляли дивизион. В полку было 961 человек. Численность кавалерии в 1812 году составляла 96 тыс. человек (Война 1812 года в рублях, предательствах, скандалах / под ред. Е. Гречена. М., 2012).
Главной идеей Наполеона было соединение разрозненных кавалерийских полков в мощные группировки, предназначенные для прорыва линии фронта противника и развития тактического успеха. Такая тактика активного использования кавалерии проявилась, например, в Бородинском сражении (Марбо М. Мемуары генерала барона де Марбо. М., 2005).
Что касается вооружения, то оно, как и в других странах, было в большинстве случаев аналогично оружию пехоты (за исключением холодного), только модернизировано в связи со спецификой применения. Драгуны были вооружены укороченной версией пехотного ружья AN-IX (http://voyna1812.ucoz.ru/index/ognestrelnoe_i_kholodnoe_oruzhie/0-44 4.10.2012). Эти ружья имели штыки, как и в пехоте, ведь драгуны считались универсальным «пехотно-кавалерийским» родом войск. Драгунское ружьё состояло на вооружении карабинеров, кирасир, конных гренадеров гвардии. Основным стрелковым оружием французской легкой кавалерии на рубеже XVIII-XIX веков являлся кавалерийский мушкетон образца 1786 г.
Многие офицеры кавалерии (в первую очередь – драгунских соединений) были вооружены короткими гладкоствольными мушкетонами- тромблонами. Это было традиционное для того времени кавалерийское оружие, расширение на конце ствола позволяло при выстреле формировать разлетающийся сноп картечи.
Все кавалеристы эпохи Первой Империи имели в обязательном порядке 1-2 пистолета в седельных кобурах (обычно один пистолет из-за нехватки этого вида огнестрельного оружия; парой пистолетов смогли вооружить только всех солдат кирасирских и карабинерных полков). Единой модели не было. Одни пользовались пистолетом кавалерийским обр. 1763/1766 гг., созданным ещё при Людовике XV, он предназначался в первую очередь для драгун. Пистолет выпускался в двух моделях: 1-я версия обр. 1763 г. была слишком громоздкой (длина 48 см), поэтому создали 2-ю, укороченная версию обр. 1766 г. длиной 40,2 см. Пистолет выпускали до 1777 г., в общей сложности было изготовлено 56 тыс. единиц. К началу наполеоновских войн это оружие считалось устаревшим, но из-за нехватки пистолетов активно применялось в войнах (понятно, что в несколько ограниченных масштабах – значительная часть из выпущенных в 18 столетии образцов уже была потеряна в постоянных военных конфликтах).
Другой старой моделью был французский пистолет обр. 1777 г (так называемый «шкатулочный» (http://voyna1812.ucoz.ru/index/ognestrelnoe_i_kholodnoe_oruzhie/0-44 4.10.2012). Это было связано с оригинальной конструкцией оружия: весь механизм размещали в медной коробке («шкатулке»), в которую ввинчивали казенный срез ствола. Такую нестандартную схему приняли по настоянию талантливого артиллериста генерала де Грибоваля. «Шкатулочные» пистолеты выпускались только до Великой французской революции, но применялись в армии до самого конца наполеоновской империи.
Более современной моделью был кавалерийский пистолет AN-IX обр. 1801 г. Этот пистолет выдавали всем видам кавалерии. Парой пистолетов вооружали только кирасиров и карабинеров, остальные кавалеристы получали только по одному пистолету. Это было также связано со слабостью французской промышленности, которая оказалась не готова выпускать оружие нового, массового типа. Пистолет в этой модели выпускался всего 4 г. Ещё 3 года производили его несколько измененную версию «Модель AN-XII» (доработка коснулась только способа крепления ствола к ложу). Самым совершенным и распространенным оружием французской кавалерии был кавалерийский пистолет AN-XIII обр. 1805 г. (всего было выпущено около 300 тыс. единиц этого оружия). (Комаров И.М. В эпоху наполеоновских войн // Техника-молодёжи. № 4 1989). Пистолет широко использовался в кавалерийских частях – в основном как оборонительное оружие, так как в наступлении французская кавалерия более всего применяла холодное оружие.
Кроме того, у регулярно воюющих офицеров было значительное число трофейных пистолетов. Офицеры не получали оружие за государственный счёт, а закупали его за свои деньги. Поэтому офицерские пистолеты отличались ещё большим разнообразием. Менее состоятельные офицеры пользовались армейскими моделями, обеспеченные заказывали дорогие модели у знаменитых оружейников.
Главным атакующим оружием кавалерии были сабли и палаши. В армии времён Наполеона вооружение различных видов кавалерии было традиционным для Европы того периода: тяжелая и линейная конница (кирасиры, карабинеры и драгуны) была вооружена прямыми палашами, а легкая кавалерия (гусары, конные егеря) – кривыми саблями. Кирасиры имели на вооружении палаши моделей IX и XI. Всего кирасирских палашей образца IX года было произведено более 18 тыс., а модели XI года свыше 54 тыс. единиц (http://voyna1812.ucoz.ru/index/ognestrelnoe_i_kholodnoe_oruzhie/0-44 4.10.2012). У драгун имелся свой палаш модели IV, который они носили не в железных, а в кожаных ножнах. Драгунский палаш был несколько легче и чуть короче кирасирского и имел плоский клинок.
Французские кавалеристы имели на вооружении массу старого холодного оружия. Но в большинстве своём на вооружении французских конных егерей и гусар были сабли двух типов. К первому относилась сабля образца 1776 г., изготовлявшаяся по классическому венгерскому типу. Второй тип представляли сабли модели IX и XI, созданные уже в XIX в. Сабля модели IX года оказалась настолько удачной по конструкции, что с небольшими изменениями она дожила до упразднения кавалерии как рода войск. Сабля, аналогичная принятой в IX году, оставалась на вооружении французской кавалерии до 1940 года. Характерной особенностью сабли для лёгкой кавалерии модели IX года было наличие боковых дужек на эфесе, что защищало руку кавалериста. Отличалась от сабли венгерского типа и форма клинка: он был более прямой и увесистый, чтобы можно было выполнить не только рубящий удар, но и укол.
Фото материалы по вооружению наполеоновской армии были уже мнойю загружены в предыдущей Главе № 3, где рассматривалось вооружение Франции того периода в целом.
Наиболее слабым местом французской армии был её конный состав. Готовясь к войне с Россией, Наполеон старался пополнить армию лошадьми, которые приспособлены к длительным и большим переходам. Опыт военных действий против русских войск в Восточной Пруссии показал, что французские и итальянские лошади уступают в плане выносливости восточным породам. Ещё во время кампаний 1805-1807 гг. Наполеон забрал почти весь конный состав австрийской и прусской армий, а затем и Рейнского союза. Однако этого количества лошадей оказалось недостаточно. Поэтому стали закупать значительные количества лошадей в государствах Германии, в Австрии. Закупались лошади и в России. Всего Наполеону удалось собрать около 200 тыс. лошадей, лучшая половина которых была отдана кавалерии, другие пошли в артиллерию и обоз (Лависс Э., Рамбо А. История XIX века. Т. 2 М., 1938).
Кавалерия являлась одним из решающих факторов побед наполеоновской армии. Она могла решать широкий спектр задач во время войны – от нанесения внезапного удара, до дезинформации противника относительно основных сил французской армии и их размещения (Раза Р. Моя жизнь рядом с Наполеоном. Воспоминания мамелюка Рустама Раза, армянина. Ереван, 1997).
Можно отметить, что Наполеон очень многое сделал для развития этого рода войск. Во-первых, Бонапарт дополнил французскую конницу за счёт кирасир – главной ударной силы, и за счёт «лёгких» улан – главной разведывательной силы. Во-вторых, Бонапарт активнее всех полководцев своей эпохи использовали конницу.
Объяснение этому довольно простое, - тактика Наполеона – агрессивная, атакующая, очень маневренная, - прекрасно сочеталась с мобильными возможностями конницы. Так как военная доктрина Наполеона ставила во главу угла решающее, «генеральное» сражение, ставящее задачей «перемалывание» больших людских сил противника, то наиболее мощная часть кавалерии была в резерве (Саундерс Э. 100 дней Наполеона. М., 2002). Это, конечно же, резерв из 14 кирасирских дивизий, предназначенных для решающего удара по противнику, прорыва его пехотных каре, вместо бесцельного линейного противостояния одной пехоты против другой (Бонапарт Н. Избранные произведения. М., 1956 г). Лёгкая кавалерия, - гусары егеря,- уже преследовали разбитого врага, и разведывали местонахождение нового.
Заслуга Наполеона – грамотное использование наличных средств на поле боя, перед и после сражения. В этой тактике, ставшей полтора столетия спустя именоваться «блицкригом», кавалерии была отдана роль ударной силы, этаких «танковых подразделений» начала XIX века, соответственно тяжёлая кавалерия. Лёгкая кавалерия была, соответственно предтечей моторизованных частей.