Течет замарашка, река, не река
Ах, Пряжка-бедняжка
Ты так коротка
Ах, Пряжка-бедняжка,
Куда ты течешь
Куда свои мутные
Воды несешь?
Зеленые воды - печальны они
В них тонут окошки
В них тонут огни…
Ирина Яскеляйнен
Прекрасные строки нашей современницы о речке Пряжке. Правда далее она уводит повествование к дому для душевнобольных, расположенном на Матисовом острове, но это уже совершенно другая история не касающаяся нашей.)
Речка Пряжка, пожалуй, одна из самых коротких в городе. Она стартует от Мойки в самом её конце и короткой дугой, уходящей всё время, вправо впадает в Большую Неву, тем самым как бы отрезает остров, который назвали Матисов. Через Пряжку к Матисову острову переброшены четыре переправы. Матисов, Банный, Бердов и Подзорный мост. Было ещё два, но их разобрали, изменив русло Пряжки частично его засыпав.
Ваше внимание я хочу привлечь к невзрачному на вид, да при этом ещё и не совсем функциональному по сути (ибо правая сторона моста упирается в бетонный забор! Тупик!) мосту. Это пешеходный Бердов мост. Мало кто обращает на него внимание, проезжая мимо, а между тем этот мост памятник. Вернее, не сам мост, который был капитально перестроен в 1952 году и стал совершенно другим. Памятью осталось его имя и место, где он был сооружён.
Когда-то небольшой пешеходный Бердов мост через реку Пряжку, выводил на Мясную улицу Коломенской слободы работный люд, с механического и литейного завода, принадлежавшего успешному русскому инженеру и предпринимателю шотландского происхождения, Чарлзу Берду. Правда тогда эту переправу называли Чугунным, а затем Кузнечным мостом.
В 1792 году Чарльз Берд, живший в России с 1786 г., добился права на строительство металлургического завода на Матисовом острове.
Сначала завод выпускал утюги, вьюшки, камины, балконные перила, ступени винтовых лестниц. Постепенно продукция усложнялась. Была изготовлена паровая машина, ставшая главным двигателем на заводе, после чего Берд перешел к производству паровых машин.
Завод Берда первым в России спроектировал и построил чугунный мост на «дугах» - Сальнобуянский (один из двух мостов на Пряжке, который позднее был разобран).
С 1815 г. Чарльз Берд приступает к строительству пароходов. Первое русское паровое судно испытывалось на Неве в 1815 году и названо Бердом «Елизавета». В том же году Берд открыл пароходство: его пароходы начали курсировать между Петербургом и Кронштадтом. Путешествие продолжалось три с половиной часа. В 1820-е гг. пароходы регулярно ходили два раза в сутки.
Неудивительно, что после этого вершившегося инженерного чуда, Берд стал любимцем и правительства, и народа. Это имя стало символом успеха, и в обществе даже бытовала поговорка, так что при вопросе «Как дела?» находчивые петербуржцы отвечали: «Как у Берда, только труба пониже, да дым пожиже».
Берд не останавливается. Открывает паровое мельничное производство и сахарный завод, начинает заниматься художественным литьём. Завод изготавливал архитектурный декор для Петербурга: барельефы Александровской колонны, лестничные перила и фигуры для аттика арки зданий Сената и Синода, решетки Инженерного замка, без распорные перекрытия эллинга в Новом Адмиралтействе, конструктивные элементы фронтона и купола Исаакиевского собора, фонари. Пролетные конструкции всех висячих мостов в Петербурге были так-же изготовлены и установлены Бердом.
Предприятие, постепенно разрастаясь, поглотило галерную верфь на западе, потом Новое Адмиралтейство на востоке.
После смерти основателя его дело успешно продолжал сын Ф. Берд, а с 1865 г. - вдова сына Дарья Ивановна Берд, купчиха 1-ой гильдии.
В 1881 г. предприятие перешло акционерному обществу "Франко-русские заводы", которое было допущено к деятельности в России на пятьдесят лет.
Как я уже говорил ранее, Бердов мост в его историческом облике до наших дней не дожил. В 1952 году вместо него соорудили новый пешеходный мост по проекту института «Ленгипроинжпроект», автор — инженер Е.И. Болтунова. Отрадно, что его вообще оставили и ухаживают даже сегодня. В 1994 году по проекту ПСБ МП «Мостотрест» произведен капитальный ремонт моста.
Сегодня мостом пользуются жители близлежащих домов Коломны, т.к. со стороны Матисова острова там глухой, высоченный забор и корпуса какого-то предприятия. Петербуржцы выгуливают своих домашних питомцев прямо на узком откосе набережной Пряжки вдоль того бетонного забора.
Время неумолимо и старательно стирает следы, дела и мысли живших людей. Так может получиться и в нашем случае, но покуда мост стоит, пусть даже такой неказистый, кто то вспомнит, что жил в нашем прекрасном городе, прекрасный петербуржец из Шотландии по имени Чарльз Берд, искренне любивший город и трудившийся во благо его.