Самым древним русским словом, связанным с идеей власти, было слово «волость». В это слово вкладывался смысл «владения», но не «владычества». В дофеодальную эпоху слова волость/власть означали еще не разделялись по смыслу и означали обладание собственностью в границах рода. Власть принадлежала роду, а не личности, и только вождь, принимая ее от старших, мог от имени всех распорядиться ей как нужно. Власть - это сила рода, которой наделяли одного из ее членов. Такую власть держат различные представители рода, и слово «держава» в таком употреблении означает простое держание власти.
Власть - это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. Именно этого определения я буду придерживаться далее.
В 945 г. греки записали в текст договора с русичами несколько ограничений прав русских гостей: «Да не имать волости князь русский… да не имеют власти русь зимовать в устье Днепру… да не имать власти казнити… да не имеють власти зимовати у святого Мамы… да не имеют волости купити паволокъ» и т.д. Во всех случаях употребления в тексте договора смысл слов «власть», «волость» близок к словам «возможность», «право» что либо сделать.
Итак, в X веке слово «власть» в Древней Руси понималось, как сила или возможность действовать по праву рода, потому что исходное значение этого слова – «наследование», «возможность» что-либо сделать, притом по общему согласию.
В XI веке летописец уже упоминает слово «власть» в смысле более близком к современному. Один князь «перея власть» у другого. «Власти лишил», «земли присвоил». Однако и здесь еще не расчленены в сознании представления о власти, владении, земле. Зачастую слова «власть» и «волость» - это еще вариации одного и того же слова. Только в самом конце XI века «власть» - это уже владение, господство, а «волость» - территория, на которую это господство простирается. Анализ источников позволяет предположить, что понятие власти сформировалось в народном сознании, а значит и в языке, в X-XI веках, в ходе возникновения архаичного государства и постепенного усложнения государственных отношений.
В отношениях государства и подданных слово «власть» употребляется именно в смысле политической власти. Однако, наряду с этим в средневековых письменных источниках встречается слово «власть» в смысле духовной власти (высшей, божьей власти и морального авторитета духовных иерархов), и «власть» господина, государя (главы семьи) в своем собственном доме, усадьбе.
С понятием власти в Древней Руси были неразрывно связаны понятия справедливости и законности. Собственно, в любом догосударственном обществе, да и во многих ранних, архаичных протогосударствах эти понятия не разделялись. Об этом говорит и название первых законодательных сводов – правд. Наряду с «правдами» силу закона имели «старины» или «пошлины», то есть обычаи, сложившиеся во время жизни предыдущих поколений. Обычаю подчиняются по привычке, по совету старших, да и просто руководствуясь здравым смыслом (раньше так делали - и жили неплохо - значит правильно делали - так и надо продолжать). Обычаи - это проверенная временем жизненная практика. Собственно, обычаи ни в каком законодательном закреплении не нуждались. Любое традиционное общество живет по обычаю естественным образом, безо всякого убеждения и принуждения.
Древнее значение славянского корня «закон» восходит к выражению – "за конец", "за край" ("кон" - это некий край, граница). Преступать такой край не дозволено, без риска оказаться преступником. «Русская Правда» была первым законом восточных славян. Она была записана в начале XI века, и дополнена в конце века рядом новых статей, но она не была придумана князьями в XI веке. Большинство её статей были просто письменной фиксацией уже давно сложившихся среди славян правовых норм, видимо, бытовавших прежде в устной форме. Первые законы устанавливались на вечевых собраниях, со всеобщего согласия людей, как законы справедливого общежития. Эти законы были основаны на понятии справедливости и на общественном согласии, так как некому было принудить людей соблюдать эти законы – государство еще не сложилось и не имело никаких средств чтобы постоянно принуждать подданных к соблюдению закона. А значит, единственным мотивом к соблюдению подобного закона был общественный контроль со стороны соседей и собственная совесть каждого.
Для закрепления таких законов им часто придавался статус норм, дарованных богами. С распространением на Руси христианства ситуация принципиально не изменилась. Древнерусские средневековые источники принятые для людей законы именуют "правдой". Слово же "закон" в источниках часто используется не в контексте "правил, принятых людьми", а в контексте "закон Божий", т.е. правила, установленные людям и всему вообще миру богом. Сейчас такого рода смысловую нагрузку несет выражение "закон природы".
В древней Руси не было полиции и каких-либо постоянных формирований, исполняющих полицейские функции. Порядок в селениях и городах поддерживался силами самих жителей. С преступниками расправлялись согласно обычаям и правдам. Так, в «Русской правде» зафиксирован обычай – если вора ловят на месте преступления, то его можно убить тут же, на месте.
Система государственной власти в Древней Руси, по сравнению с современной, была крайне неразвита. Власть князя распространялась лишь до тех мест, куда он мог добраться со своей дружиной. Та доля имущества, которую государство могло изъять у населения для своих нужд была крайне незначительной. Постоянной точкой присутствия государственной власти был только город – место постоянного жительства князя и дружины. Таким образом, власть князей существовала на Руси лишь постольку, поскольку была для своих подданных полезной (для защиты от иностранных посягательств и для выполнения функций арбитра – верховного судьи при межобщинных спорах) и почти не обременительной. В период X-XV вв. государственные формирования Древней Руси находились в процессе становления, постепенно набирая силу и усложняясь. Государство, как организация складывалось шаг за шагом, развиваясь от простого к сложному, приобретая со временем все больше возможностей, а значит, и все больше власти над своими подданными.
Eсли вам понравилась эта статья -
савьте лайк, делайте репост,
и подписывайтесь на канал.
См. также:
Концепция народовластия в Древней Руси.
Право сильного и княжеская власть на Руси.
Церковь и политическая власть в Древней Руси.
Была ли Древняя Русь государством?
Вече. Демократия по древнерусски.
Кто был основной военной силой Древней Руси?
В чем измерялось богатство в Древней Руси?
Ссылки на все статьи путеводителя по Древней Руси.