Однажды молодые коллеги на работе заспорили по поводу смертных грехов в христианстве. Точнее предметом спора было различие в разъяснении католичества и православия. Спорщики обсуждали, почему католики выделяют 7 смертных грехов, а у православных же их количество 8. И почему в списках имеются некоторые различия. Например, спорщиков изумлял следующий факт – у католиков имеется Уныние, а в православии два аналогичных греха – означенное Уныние и дополнительно Печаль? У католиков имеется Зависть, которой в православном списке не имеется, но при этом восточные христиане выделяют Тщеславие? Кто-то из спорщиков утверждал, что Тщеславие является разновидностью Гордыни, поэтому за отдельный грех ее считать не стоит. И всех удивляло, что кроме старообрядцев, Лень никто не относит к большим грехам.
Решили открыть Интернет (он наше все, как говорится). Выводов и объяснений много и многие противоречат друг другу. Но всех удовлетворило объяснение иерея Николы Муравьева, настоятеля Покровского храма в г.Килие, что в Одесской области Украины.
По его словам в Священном Писании не имеется конкретного списка грехов, нет и описания наказания за них. Но имеются 10 заповедей в Ветхом Завете (кн. Исхода 20.1-17), есть Христовы Заповеди Блаженства (Мф. 5.1-1; Лк. 6.20-23).
Также в посланиях апостола Павла можно прочитать о том, что нельзя творить христианину и какое наказание его ждет в случае, если он не раскается (1 кор. 9-10).
Обе церкви выстраивают свои катехизисы в полном соответствии со своими учениями, при этом опираются на духовную практику, подтвержденную традициями.
Но откуда же взялись числа 7 и 8 в определении количества смертных грехов. В католичестве, например, определение семи смертных грехов были введены Папой Григорием I, по прозвищу Великий (католич.), в православии он более известен под другим прозванием – Двоеслов. Произошло это во второй половине 6 века от Р.Х.
Данный Папа знаменит еще тем, что запретил христианам читать все книги древних авторов, кроме Библии и также запретил изучение математики, из-за того, что она «связана с колдовством». Также ему принадлежат следующие слова: «Невежество – мать истинного благочестия».
Вернемся к числу грехов – Григорий не только перечислил количество грехов, но и официально включил их в церковных катехизис. Данный труд носит название «Толкование на Книгу Иова или нравственные толкования».
Косвенно данное количество грехов получило в «Божественной комедии». Данте описал круги Ада в порядке, описанном Григорием I.
В православии же учение о 8 грехах формируется чуть ранее, чем Григорий дал свое описание латинянам. О восьми главных грехах писали Киприан Карфагенский (3 век), преп. Евагрий Понтийский (4 век), преп. Иоанн Кассиан (начало 5 века), а также преп. Нил Синайский, преп. Ефрем Сирин, преп. Иоанн Лествичник и многие другие.
Само слово «Грех» имеет греческие корни, дословный перевод означает «ошибка, неверный шаг». В религии совершение греха является отступлением человека от своего божественного предназначения, что впоследствии влечет за собой болезнь души с последующим ее разрушением.
Почему-то в современном мире человеческие грехи используются в качестве запретного, но при этом весьма привлекательного способа самовыражения индивидуума. К сожалению, такое понятие греха искажает саму суть термина – самовыразиться таким образом, вряд ли получится, а вот душу искалечишь запросто. И врачевание только одно - исповедь и полное раскаяние.
Почему эти грехи считаются смертными? Эти проступки ведут к добровольному отходу верующего от Господа. Душа согрешившего теряет возможность попадания в Рай. Что опять же возвращает нас к раскаянию и исповеди. Грешнику нужно не просто исповедаться, а сменить все свои приоритеты и пристрастия. И сделать это нужно не только на смертном одре, а намного раньше.
А то многие верующие совершают ошибку, когда молодость проводят в грехах, и только перед самой смертью начинают каяться и исповедоваться. Ситуация получается один в один, когда с помощью грехов пытаются выразиться.
Еще ошибкой верующих является следующее – многие после исповеди начинают снова грешить, говоря, что священник отпустил им все грехи и они теперь «чистые». Увы, исповедь не считается действительной, если после него грешная жизнь продолжается. И не надо напирать на то, что человек грешен, поэтому нужно проявить снисхождение. Такой подход только усугубляет многократно вину грешника.