Найти тему

Обработка вокала и дикторского голоса. Используем нужные плагины.

Оглавление

Итак, после того, как вы записали голос, вам следует его обработать. Рекомендации по записи голоса читайте в предыдущей статье "Запись вокала".

Обработку голоса, вокала, акапеллы (называйте, как удобно))) я делаю в программе Reaper. В других аудио-редакторах плагины абсолютно такие же!

АЛГОРИТМ

1. Нормализация звука

-2

Здесь нам может помочь простая команда горячих клавиш "Shift+N".

Открываем ранее записанную дорожку голоса в Reaper. Нажимаем на дорожку и "кликаем" по горячим клавишам. Наша дорожка нормализовалась, стала громче! Делать это нужно, поскольку нередко поп-фильтры "съедают" громкость, и записанная дорожка получается тише, чем было настроено перед записью. Если же ваша дорожка выходит в ноль, то применять эту функцию, я думаю, нет необходимости.

2. Избавляемся от шума

При записи в непрофессиональных студиях, проще говоря - в обычной комнате или зале, в микрофон попадает и окружающий звук. Нам следует приглушить его до минимума, т.к. убрать его полностью - невозможно!

Тут нам сможет помочь плагин X-Noise. Заходим в раздел effects -> находим нужный нам плагин.

-3

Выбираем наш плагин.

-4

А дальше начинается самое интересное. Нам будут нужны 3-7 секунд шума без голоса, иначе, плагин примет полезный сигнал за шум. Для этого я всегда записываю пустой звук и только потом даю команду диктору. Далее, включаем на плагине "Learn", затем - запускаем нашу дорожку. После прослушивания шума снова нажимаем кнопку "Learn". Плагин запишет шум. Теперь приглушаем шум тем же плагином, использовав параметры Thresh и Reduction. С помощью Threch задают порог срабатывания детектора щелчков, с помощью Reduction - задаем уровень порога удаляемого спектра шума.

-5

Контролируйте работу на слух! Следите, чтобы при удалении шума, щелчков и прочего ненужного мусора, не был задет полезный сигнал.

3. Эквализация

-6

Здесь, оказывается, тоже не всё так просто! Что же такое эквализация? Эквализация вокальной дорожки необходима нам для выравнивания частотной характеристики. Дело в том, что некоторые микрофоны(особенно некачественные), записывают звук, искажая частотный диапазон (повышают верхние, средние, нижние).

Выровнять те или иные частоты можно доступным путём - обработать вокальную дорожку эквалайзером. Для выравнивания мы будем использовать стандартный плагин от waves - ReaEQ.

Для выбора плагина снова заходим в раздел "Effects" и вбиваем в строку поиска наш эквалайзер.

-7
Графический эквалайзер
Графический эквалайзер

Итак! Самое главное при выравнивании частот - прослушивать каждое изменение, чтобы избежать искажений голоса! Средние частоты рекомендую выделять "узкой полосой" - так искажения слышны лучше всего -, и затем опускаем эту частоту.

Также, следует срезать частоты в районе 100Гц. Это поможет устранить легкий, даже едва заметный шум, от сети компьютера(например). Т.к. сеть компьютера шумит на частоте 50Гц и умножается. Такое действие не повлияет на общий звук, но решит такую незначительную проблему. А также, звук в районе этого диапазона не прослушивается, следовательно - он не нужен.

Для чего же еще применяется эквалайзер?

Представьте ситуацию, что при прослушивании микса голос сливается с минусом и вместо голоса слышна какая-то "каша". В данной ситуации необходимо либо срезать(как описано выше), либо добавлять некоторые частоты, но чаще всего - срезать.

Также, эта проблема решается и иным способом - панорамирование инструментов(если вы сводите голос с живыми инструментами). Этот способ является менее простым, как мне кажется.

4. Компрессия

Аналоговый прибор
Аналоговый прибор

Что же такое компрессия? Давайте разбираться. Дословно переводиться как "сжатие". Компрессия является главным связующим всего нашего алгоритма, т.к. остальные пункты - в зависимости от ситуации. Компрессия необходима для выравнивания динамического диапазона голоса. Проще говоря - вся наша вокальная дорожка должна звучать на одном уровне громкости.

Здесь нам не обойтись без плагина RCompressor.

Как и указывалось ранее, для выбора плагина, заходим в раздел эффектов и вбивает название плагина.

-10

Итак! Перед вами открыт компрессор. Прежде,чем мы начнем работать с компрессором, давайте разберемся с настройками:

Threshold - порог срабатывания прибора. Он способен определить самый максимальный уровень сигнала, на котором начинает срабатывать компрессор и понижает его.

Ratio (соотношение) - степень сжатия сигнала. Измененный сигнал при входе изменяет его на выходе. К примеру: соотношение 3:1 означает, что увеличив уровень входного сигнала на 3Дб, он увеличится при выходе на 1Дб.

Attack(время срабатывания) - время отработки компрессора. Attack выражается в миллисекундах. Этот режим устанавливает время с начала превышения порогового сигнала и моментом достижения заданного соотношения сжатого сигнала.

Release - время в миллисекундах, за которое прибор возвращается в первоначальное установленное усиленное состояние, после того, как сигнал упал ниже уровня допустимого.

Перейдем к настройкам каждого параметра.

Скажу сразу, что универсальной настройки для голоса не существует, есть лишь базовые настройки, к которым можно прибегнуть, и от которых следует отталкиваться. Предлагаю следующие настройки:

Treshold -6Дб

Ratio 3:1

Attack 0 - 10ms

Release 5- 50ms

Это усредненные настройки, их я применяю с учетом незначительных скачков графика. Если же артикуляция голоса более слабая следует выставлять бОльшую атаку и меньшее время восстановления.

Опять же, контролируйте работу на слух! Артикуляция должна быть максимально четкой и выразительной.

5. Нужна ли реверберация?

Реверберация - отражение голоса от стен, по сути - многократная задержка. Звук, отражаясь от стен и потолка возвращается к нам, собравшись вместе, чтобы дать тот звук, точнее отзвук, который все мы и называем реверберацией.

Записывая вокал в обычной комнате, я не вижу смысла дополнительно применять искусственную реверберацию. Реверберация смягчает слова, они получаются невнятными. При записи в студии, по этой же причине, следует применять реверберации осторожно, по чуть-чуть. В Reaper присутствует стандартный плагин "Reverb".

Открыв плагин вы увидите следующие настройки: Reverb out и Early out. Чтобы придать голосу резковатый стерео-эффект - добавьте СЛЕГКА reverb out. Эффект early out(эффект самой реверберации) можно добавить немного больше, чем предыдущее. В зависимости от помещения, которое требуется - площадка это, или же зал, реверберация будет разной. Тут ориентируйтесь на слух, не переусердствуйте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-11

Прежде, чем вы закончите свою кропотливую работу, прослушайте, как звучат эффекты по отдельности. Если, при прослушивании никаких проблем не возникло, считайте работу завершенной. Слушать по отдельности есть смысл, ибо разного рода косяки могут скрывать другие эффекты.

Удачи вам в вашей деятельности!

P.S. Не думала, что статья получится настолько объёмной.

Пение
3339 интересуются