Родители Николая Васильевича примечательны тем, что наградили свое талантливое чадо психологическими проблемами, которые стали причиной появления на свет таких прекрасных повестей, как «Вий», «Пропавшая грамота» и пр. Посему, заслуживают отдельного внимания.
Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, происходил из старинного украинского рода. Прадед его был прославленным казачьим атаманов. А вот дед и отец резко сменили профессию, предпочтя шашке и коню Библию и кадило.
Сам Василий Афанасьевич пренебрег родовыми профессиями и решил искать счастье в гражданской службе. Избрал он для этого почтовое ведомство, где дослужился до чина коллежского асессора. Чин этот считался немаленьким, даже дворянам было непросто до него дослужиться. Тем более на почте Росс…, в смысле, в почтовом отделении.
По характеру Василий Афанасьевич был натурой восторженной, тонко организованной и далекой от адекватности. После выхода в отставку вплотную занялся обустройством имения. Почему-то уделив внимание только беседкам и садовым аллеям, которым после апгрейда присваивал сентиментально-поэтические названия. Особую же страсть питал к птицам, отчего страдали… крестьяне. Им было запрещено стирать в пруду, ибо шум колотушек, коими отбивали белье, нарушал хрупкое душевное равновесие пернатых.
История женитьбы этого незаурядного человека отдает явной небывальщиной. Но сам Василий Афанасьевич был уверен в ее правдивости. Такому человеку легко было поверить в придуманную им же самим сказку.
Итак, тринадцати лет от роду, наш герой увидел во сне Матерь Божию (без комментариев). Святая дева указала ему на маленькую девочку и сказала, что та станет его женой. Через пару дней Василий с родителями отправился в соседнее имение в гости. Здесь он и увидел семимесячную девочку, которую сразу же принял за свою будущую жену. Правда, благоразумия не признаваться в своих намерениях у него хватило.
Когда же Марии Ивановке стукнуло 14 лет, Василий решил признаться ей в любви. Девица ответила, что любит его также, как и окружающую местность, после чего удалилась. Как можно заметить, и она особой нормальностью в их семье не отличалась.
В итоге в дело вмешалась тетка Василия, и свадьбу таки сыграли. Излишне говорить, что и Мария Ивановна, и ее супруг были фанатично верующими людьми. И если Василий Афанасьевич больше рассуждал о святости, то Мария Ивановна предпочитала запугивать окружающих гиеной огненной. И первой жертвой пропаганды стал их первенец, Николай Васильевич. Но об этом в следующий раз…