Философская мысль не столь быстротечна, как современные научные открытия, ведь на переосмысление столпов нашего существования нужны когнитивные усилия немного (совсем чуть-чуть) другого рода. Одна из древнейших наук, указывающая на место человека в мире, терпит угнетение. Так почему же?
Восприятие большинства упрощается. Прагматизм – наше все
Увы, но небезызвестный факт. Задам простенький вопрос. Что прагматически полезнее – соорудить адронный коллайдер или прочесть Платона на древнегреческом? На самом деле ни то, ни то. В обыденном понимании все то, что позволяет познавать фундаментальное устройство мира – очень, очень-очень полезно. Сюда можно впихнуть и открытие бозона Хиггса, и поиски экзопланет, и выведение новых формул.
Но, если подумать, какая практическая польза в сталкивании двух крохотных протонов? Получение темной материи? А зачем ее получать? Чтобы знать ее свойства? А зачем нам знать ее свойства? Чтобы…
Для людей, далеких от науки, дела обстоят еще прозаичнее. Прагматика подразумевает под собой рациональное достижение своих целей, благополучия в жизни, но мало-мальски философская мысль снова заводит нас в тупик: зачем все это нужно, если в масштабах целой Вселенной каждый из нас – жалкая песчинка?
Почитать что-нибудь еще по теме: что думают нейроэкзистенциалисты по поводу того, что мы – реально песчинки, и почему не стоит из-за этого расстраиваться.
Философия очень тесно вплетена в каждую область познания. Примитивные черты она принимает лишь в различных областях бизнеса, где весь концепт действий построен на том самом прагматизме. На прагматизме, который сужает фокус восприятия и не позволяет мыслить быстро, более качественно.
Развитие науки
Тоже известный факт, но вкупе с тем, что я писала выше, это утверждение может звучать нелепо. Я говорю: философия и другие области познания связаны. А потом я говорю: наука угнетает философию.
Не столько сама наука, сколько скоротечность открытий. На бытовом уровне принято считать, что наука стоит в прямой оппозиции к религии, но философия тоже попадает под раздачу. Почему? Обидно же.
Сам характер исследовательской деятельности приобрел другой характер. От пытливых умов требуется усердие в областях, подчиняющихся прагматизму (мое любимое слово в этой статье). А прагматизм, как можно проследить за всю историю развития человечества, идет мило за ручку с деньгами. А из этого следует что?
Из этого следует то, что людям нужен комфорт
Как говорил один философ, решивший остаться анонимом в тени веков:
— Все люди умеют бегать, но некоторые люди знают, как бегать быстро. С философией происходит примерно то же самое: всем в какой-то момент приходится мыслить (не путать с «думать»), и вот тут тебе становится ясно, что мыслишь ты из рук вон плохо. То есть ты не то что бегаешь медленно, ты вообще еле ноги передвигаешь.
Согласитесь – чем меньше приходится рассуждать об онтологии (прим.: онтология – наука о бытии), тем меньше проблем получается самому себе создать. Речь идет не столько о материальном благополучии и физическом комфорте – вспомнить того же Сократа, отказавшегося от подобного, - сколько о комфорте мыслительном. Куда проще закрыть глаза на многие вещи. Признаю, что это может быть довольно неплохой тактикой. Когда мне не приходит в голову отличная идея подумать об идеальном общественном устройстве или релятивизме, на душе становится гораздо легче.
Но мыслить или не мыслить – личный выбор каждого. Философия не занимается предписаниями, не дает четких инструкций. Это, я думаю, и есть основная причина, по которой ее постепенно задвигают на задворки.
Но я сохраняю в этом вопросе оптимизм. Наука все-таки сама базируется на каких-то мировоззренческих концептах. К тому же, с угнетением института религии перед философами встает новая, но непростая задача: найти новые смыслы, ради которых людям стоит совершенствоваться, жить и мыслить.
Хотите узнать побольше о философских источниках? Вам сюда.
А почему вам интересна философия? Делитесь своим мнением в комментариях!
Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал, если было интересно!