Спорить о том, какая из любимых джазовых певиц всех чудесней и прекрасней занятие сколь бессмысленное, столь и занятное. Поскольку чаще всего обсуждения затрагивают первое место и двух очевидных претендентов на него, Эллу Фитцджеральд и Билли Холидей, то обязательно находится так скажем фанат Сары Вон, который с упоением расскажет о том, как та в 81-м великолепно спела Битлов, или же, к примеру, апологет современной музыки, слегка отряхивающий от пыли имена Норы Джонс или Дайаны Кролл.
И если к подобному дилентантизму получается относиться лишь с чуть снисходительной улыбкой, то битва за первое место дело куда более принципиальное, тем более, что Элла и Билли несмотря на всего два года разницы казалось бы с совершенно разных планет. Техническое совершенство Эллы, ее виртуозный, парящий скэт, голос в три октавы и абсолютная универсальность в подборе материала против чистой, обезоруживающей эмоциональности Билли, ее неподдельного драматизма и авторского подхода к исполняемым песням.
Занятно обратить внимание на кумиров Эллы и Билли, Конни Босвелл и Бесси Смит соответственно. Примечательно тут не только то, что во многом именно они определили настроение с которым будущие легендарные певицы стали исполнять песни, но и то, что оба этих имени сегодня в значительно меньшем почете. Что можно сказать и про таких влиятельных вокалисток, как, например, Хелен Форрест, Милдред Бейли и Этель Уотерс.
Пока не утихали споры насчет первого места (несмотря на давно оставшееся за Эллой имя First Lady Of Song) совместными усилиями удалось так или иначе утвердить пятерку ключевых джазовых певиц всех времен. К рожденным в 24-м году Саре Вон и Дайне Вашингтон присоединилась исключительно популярная в наши дни Нина Симон. Все пятеро как и полагается обладали яркой запоминающейся внешностью, уникальными титулами (The Divine One, Queen Of The Blues), артистическими заслугами и конечно же мгновенно узнаваемыми голосами.
Голос Билли
При этом голос Билли пожалуй что самый узнаваемый из голосов упомянутых певиц, будь то вступительные дрожащие ноты I'm A Fool To Want You, с возможно ее самого знаменитого альбома Lady In Satin, записанного вместе со струнным оркестром незадолго до смерти певицы или же, скажем, свингующая версия What A Little Moonlight Can Do, исполненная с группой Тедди Уилсона, когда Билли было всего двадцать лет. На протяжении жизни ее голос словно впитывал происходящее внутри и вокруг, казалось бы видоизменяясь, но при этом не забывая того, кому он принадлежит и с какой мощи переживаниями имеет дело.
Влияние Билли на джазовые композиции сложно переоценить - благодаря ей на свет появились такие вещи как Don't Explain, God Bless The Child, Strange Fruit, Some Other Spring, а ее интерпретации Trav'lin' Light, Lover Man, You've Changed, Miss Brown To You, But Beautiful и еще десятка песен навсегда соединили их мелодии с ее неповторимой стилистикой, так что каждый исполнявший этот стандарт после Билли невольно стремился к такому же звучанию.
Кармен и Анита
Среди певиц хорошо знакомых любому любителю джаза и явно вдохновлявшихся Билли отдельно стоит выделить Кармен Макрей и Аниту О'Дей. Семью годами младше Кармен оказалась ее предсказуемо прекрасным продолжением - добавив к особенностям голоса Билли превосходную технику она выросла в одну из сильнейших джазовых вокалисток. Несмотря на то, что ее голос тембрально довольно далек от голоса Билли наиболее показательным оказывается то, что ее пластинка-посвящение своему кумиру, записанная летом 61-го, пожалуй что лучшая в ее карьере. Впрочем, часть ответственности успеха этой пластинки лежит также и на звукорежиссере лейбла Фреде Плоте, продюсере Тео Масеро и конечно выдающихся солистах Нэте Эддерли и Эдди Дэвисе, украшающих запись своим присутствием.
В январе того же года свой трибьют записала и Анита О'Дэй. С Билли ее объединяло крайне трудное детство, непростые отношения с наркотиками и алкоголем и конечно особенности голоса - неудачно сделанная операция по удалению миндалин заставила Аниту разработать свой уникальный стиль пения, состоящий из ярко артикулированных коротких фраз. На пластинке Trav'lin' Light она вспомнила репертуар Билли в аранжировках Джонни Мандела и Рассела Гарсии, а сопровождал ее звездный бенд, среди солистов которого отметились Бен Вебстер и Барни Кессел.
Японские Билли
Успешные гастроли бенда Лайонела Хэмптона по Дальнему Востоку должны были закончиться неделей выступлений в Гонолулу - тут музыканты планировали расслабиться после напряженного графика. В один из дней к знаменитому вибрафонисту подошел мужчина с привычной фразой "вы должны это услышать". Хэмп отогнал выработавшийся за много музыкальных лет скепсис и добрался до кафе, в котором как оказалось выступала уроженка Японии Миёко Хосино.
Певица произвела на Хэмпа яркое впечатление, и, тот недолго думая окрестив находку "Oriental Billie Holiday", организовал специальную телевизионную серию, посвященную счастливому совпадению, одновременно выпустив и совместную пластинку на собственном лейбле Glad-Hamp.
К счастью вешать ярлыки в названии пластинки посчитали неуместным, даже несмотря на то, что сама госпожа Хосино упоминала именно Билли в качестве своей музыкальной путеводной звезды. В результате на записи присутствуют не только классические для Билли номера, вроде Easy Living или What A Little Moonlight Can Do, но и исполненная на японском мелодия Hamabe No Uta и позабытый стандарт 17-го года Indiana. Миёко управляется с материалом не без помощи характерного акцента и своевременной поддержки маэстро металлических клавиш.
Находчивостью Хэмпа воспользовались спустя полвека авторы испанского лейбла Calle Mayor, переиздавшие на CD редкую запись 60-го года японо-американской певицы Тил Джой "Mood In Mink", изначально доступную благодаря лейблу Seeco. Яркую внешность госпожи Джой было решено разбавить довольно пошлой подписью (все пошлое - хорошо забытое пошлое), сделанную крайне отвратительным шрифтом.
Впрочем, музыку это ничуть не портит - беспроигрышный набор мелодий выполнен в превосходных аранжировках, а сама Тил предстает крайне симпатичной певицей, прекрасно чувствующей себя в балладной обстановке. Первую же заявку на звание ориентальной Билли Холидей она сделала еще в 57-м на лейбле Bethlehem, разве что в некоторых композициях ее клонит скорее к Эрте Китт, чем к Билли.
Говоря об японских Билли, нельзя обойти стороной и пластинку 71-го года One For Lady певицы Кимико Касай, записанную вместе с аккомпаниатором Билли последних двух лет ее жизни пианистом Мэлом Уолдроном. Название записи целиком отображает набор мелодий - My Man, Don't Explain, You're My Thrill и конечно Left Alone, возможно самая грустная из всех грустных мелодий, когда-либо написанных на тексты Билли. Надо сказать, для Уолдрона близкое знакомство с певицей имело очевидные последствия - в 63-м , после смерти Холидей и трубача Букера Литла, в группе которого он играл, Мэл чуть не умер от передозировки наркотиков, на долгое время потеряв возможность играть и запоминать музыку. Полноценно вернувшись в мир джазовых пластинок в семидесятых он стал известен своим мрачным стилем, выражавшимся в мощных минорных аккордах.
Кимико же знакомство с Уолдроном не помешало спустя несколько лет пустить всех в пляс под свои диско-хиты и кажется полностью абстрагироваться от вокального стиля выдающейся американской джазовой певицы.
Не виновата, голос сам такой
Вокалистка из Торонто Айви Стил счастливо жила до тех пор, пока кто-то из ее знакомых не заметил, что ее голос, интонации и фразировка крайне похожи на вокальные особенности Билли Холидей, который как выясняется вовсе не мужчина, а возможно самая известная джазовая певица всех времен. В интересы прелестной канадской девушки джаз не входил, однако судьбы было не избежать - в начале восьмидесятых для нее организовали запись с крепкими местными музыкантами.
При всем глубочайшем уважении к Айви говорить о реинкарнации пожалуй что не стоит - интерпретации все тех же Willow Weep For Me, Easy Living и Travellin' Light наглядно показывают, что обладать схожим голосом совершенно недостаточно, гораздо важнее завернуть в текст песни подлинные переживания. В итоге вместо реинкарнации мы имеем исключительно добротный трибьют Билли от очевидно достойных музыкантов.
Точь-в-точь
Про реинкарнацию уместно было бы говорить применительно к следующему музыкальному примеру, однако есть одна загвоздка - героиня не совсем подходит по возрасту. Кора Ли Дей известная миру в первую очередь как актриса фильмов "На Что Способна Любовь" (1993) и "Дочери Пыли" (1991) согласно официальным источникам родилась за год до Билли и в фильмах как можно догадаться выступает уже в роли бабушки.
Трудно поверить, что на фотографии Коре Ли 46 лет (а именно того требует математика), но еще сложнее поверить, что на пластинке звучит именно ее голос. Биллборд датирует запись 60-м годом, мимолетом указывая на молодость, некую незрелость артистки (речь о другой Коре Ли?!), отмечая пару удачных композиций. По моему скромному мнению с записью все в полном порядке - аранжировки Джимми Джонса, выдающиеся солисты Гарри Эдисон и Иллиной Жаке на своем традиционном уровне.
Не менее пугающую схожесть в голосе продемонстрировала во второй половине 70-х на своем единственном LP Делла Гриффин. Барабанщица и вокалистка двух первых в мире женских ритм-энд-блюз групп The Enchanters и Dell-Tones почти на десять лет младше Билли и с молодости не скрывала своего восхищения - спустя годы это переросло в дружбу со знаменитой певицей и ее мужем, который еще долгое время после смерти Билли заглядывал в гости к миссис Гриффин с просьбой спеть что-нибудь из знаковых вещей своей жены.
В 90-х Делле удалось сделать серию записей с именитыми джазовыми музыкантами и издать это все на CD под лейблом Muse, тогда как в 77-м ей аккомпанировал муж, органист Пол Гриффин. Пластинка звучит как трибьют Билли с нестандартным сопровождением - Lover Man, Gloomy Sunday и Don't Explain на месте.
Кем вдохновлялись белые
Несмотря на то, что у белых певиц хватало своих кумиров пара-тройка White Billie Holiday на манер Oriental Billie Holiday все же должно было существовать.
Порядка десяти лет назад на аукцион была выставлена переписка Билли с некой Мэрилин Мур, просившей у знаменитой певицы советов. "Жизнь непростая штука, - отвечала Билли. Однако ты белая и кажется неплохо поешь, значит у тебя может быть не все так уж плохо. Джон Хаммонд и Бенни Гудман, вот правильные люди для тебя. Джон открыл меня, он в порядке, у него голубая кровь. Если ему понравится то, что ты делаешь, то ты станешь знаменитостью." В одном из следующих писем Билли сообщала, что дала Хаммонду послушать пробную пластинку Мэрилин и тот сказал, что молодой певице не хватает чувства ритма.
Загадка истории заключается в том, что на момент переписки (39-41 года) девочке по имени Мэрилин было всего 8-10 лет.
Спустя пятнадцать лет Леонард Фезер в журнале Downbeat пятью звездами отметил дебютную пластинку новоиспеченной жены саксофониста Эла Кона по имени Мэрилин Мур. Вокальное сходство с Билли было бесспорно и Фезер недолго думая отправил запись миссис Холидей, которой она чрезвычайно понравилась.
Пластинка получила название Moody и сегодня пожалуй возглавляет список редких вокальных историй лейбла Bethlehem - Мэрилин же как того требует история скромно отметилась на еще одной записи, развелась с мужем и занялась воспитанием детей.
Среди многочисленных заслуг Джули Уилсон (мисс Небраска в 17, дебют на Бродвее в возрасте 22-х, напарница Бена Газзары по фильму "Странный") пластинка шестидесятого года с изысканным аккомпанементом фортепианного трио под руководством Эллиса Ларкинса.
Ее судьбу сложно назвать сколько-нибудь схожей с историей жизни Билли Холидей, однако это не помешало ей на записи для лейбла Cameo выдать исполнения целиком и полностью в стилистике Билли. Уже по выбранному материалу становится очевидно, что она совсем из другого, куда более благополучного мира - грустными песнями тут считаются не Gloomy Sunday или Strange Fruit, а Cry Me A River и The Party's Over.
Примечательно, что несмотря на название Meet Julie Wilson четвертая пластинка в дискографии актрисы - предыдущие случились на лейблах Dolphin и Vik, и так же представляют из себя прежде всего набор сентиментальных мелодий, однако на них голос Джули ближе к белым современницам, скажем, к Пегги Ли.
Билли и ее голос
Вы наверняка обращали внимание как порой против нашей воли наше лицо отражает то, что происходит внутри, наши переживания сегодняшнего дня и весь тот путь, что мы проделали к этой минуте. Как лицо показывает накопившуюся за много лет усталость или уверенность в верности собственного дела. То же самое случается и с голосом.
История Билли (рекомендую ее автобиографию Lady Sings The Blues) во многом схожа с судьбой другой выдающейся певицы двадцатого века - Эдит Пиаф. Рожденные в 15-м году они обе остались без адекватного воспитания, жили в нищете и находили единственную отраду в музыке и пении. Обе не имели никакого музыкального образования и тем не менее как только столкнулись с публикой мгновенно получили признание, которое по разным причинам лишь спустя много лет вылилось в их звездное положение.
Имитировать голос Билли, как показали десятки пластинок занятие имеющее смысл по большей части в стремлении получить золотую печать на пластинку - ближневосточная, индийская или тайская Билли Холидей. В остальном это упражнения в стилистике, которые, право сказать, нередко выливаются в очень крепкие, достойные нашего внимания и порой даже вполне чувственные пластинки.
И Кора Ли Дей вовсе не третья Билли, как ее называет продвинутый слушатель джазолюб в интернете, а вполне себе первая. Первая Кора Ли Дей.