О драматурге Василии Шкваркине — короле комедии сталинской эпохи — я уже немного писала здесь. Самая знаменитая его пьеса — "Чужой ребенок" — до сих пор ставится в театрах, но судьба распорядилась так, что самые острые, самые язвительные его вещи выпали из поля зрения публики. Некоторые комедии Шкваркина так никогда не были изданы и до сих пор томятся в архивах.
Из исследователей Шкваркиным серьезно занималась только Виолетта Гудкова, которая издала его комедию "Лира напрокат" в сборнике "Забытые пьесы 20-х годов". Текст этот можно найти в интернете, а я добавлю ссылки еще на два.
Василий Шкваркин, «Вредный элемент» - трагикомедия под видом водевиля. На сцене среди прочего показано советское казино, а также в какой-то момент появляется Бутырская тюрьма.
Единственное издание 1927 г. содержит сокращенную сценическую редакцию пьесы, а также музыку, которой сопровождался спектакль. Автором музыки был Дунаевский, причем его имя нигде не фигурирует, зато упомянут «заведующий музыкальной частью».
Романсу из последнего акта «Все, как прежде» в некотором роде повезло: в многочисленных последующих записях (Эрденко и др.), уже никак не связанных с пьесой,он превратился в «старинный» и даже «цыганский» романс.
Василий Шкваркин, «Шулер» - трагикомедия под видом водевиля, причем героем является выпускник Пажеского корпуса. Цензура в 20-е была еще сравнительно либеральна - в 30-е никто бы уже такого героя на сцену не пустил. Отсканировано единственное издание 1929 года. В скане страницы 16 и 17 попали в конец файла, что следует иметь в виду при чтении. Также напечатана сопровождавшая спектакль музыка. Автором ее указан тот самый «заведующий музыкальной частью» С. Германов.
В пост-сталинскую эпоху вышло два сборника комедий Шкваркина (в 1954 и 1966 годах), но есть одно большое "но". Тексты для них кто-то отредактировал, выбросив многие шутки. Так, из пьесы "Страшный суд" исчезли насмешки над персонажем из месткома, который, например, безапелляционно утверждал:
"Я член месткома, меня бесплатно любить должны".
Биография Шкваркина восстанавливается по крупицам и с большим трудом — судя по всему, он вполне сознательно держался в стороне от писательских тусовок и избегал говорить о себе, особенно в публичном пространстве. Он родился в Твери и принадлежал к роду купцов Шкваркиных (до сих пор в городе есть т.н. дом Шкваркина, принадлежавший одной из ветвей этой многочисленной семьи).
В картинной галерее этого города хранится картина, которую Шкваркин продал туда в 1944 году, скорее всего, из-за нужды, так как после ряда громких успехов попал в опалу и был вынужден заниматься переработкой текстов опер (если помните, Булгакову тоже пришлось в какой-то момент стать либреттистом). Жил Шкваркин в Москве, но, судя по всему, связей с родным городом не порывал.
После войны Шкваркин вернулся на сцену и написал еще несколько пьес, но жизнь в тисках сказалась на его здоровье, и он заболел нервной болезнью.
Его пьесы — замечательные образцы комедии, в 20-е годы к тому же остросатирической (в 30-е цензура стала гораздо жестче, и Шкваркину пришлось уменьшить градус сатиры). В комедиях Шкваркина есть все: искрометный диалог, знание людей, яркие характеры, а также, не в последнюю очередь — скептицизм по поводу происходящего в стране, который автор даже не пытается скрыть. Ни один драматург, кроме Шкваркина, не осмелился бы написать такой диалог задержанных в тюрьме:
Администратор. Какую же статью к нам могут применить?
Столбик. "Статью? Кодекс? Законы?"… Судья смотрит на вас и говорит: ,, 10 лет"! Смотрит на вас: "5 лет"! А если у вас совершенно честное лицо, ну тогда всего на 3 года. ("Вредный элемент").
Или такой пассаж о советских гражданах 20-х годов:
Елена Павловна. (…) А люди? Вместо дам — домашние хозяйки, и каждая машинистка считает себя барышней. Мужчины прозаичны, невоспитанны, их манеры ужасны... ("Шулер").
И когда в той же пьесе один из персонажей говорит: "Мы храним моральные ценности, благородные традиции и честь, честь прежде всего… Я пью за чистую совесть, за незапятнанное имя", — можно не сомневаться, что он выражает кредо самого Шкваркина.
(В статье использованы материалы моего жж verbinina.livejournal.com )