Второй по величине город Нидерландов, крупнейший Европейский порт, выглядит совсем не по-голландски. Здесь нет старинный домов, колоколен и узких улиц, нет квартала красных фонарей. Зато есть небоскребы, широкие проспекты и фантастическая архитектура.
Любители урбанистического пейзажа из числа мигрантов выбирают в качестве своей основной резиденции Роттердам. Сейчас в городе голландцы составляют меньше половины насления. Несколько моих коллег проводят ежедневно 40-50 минут на поезде, чтобы доехать до нашего офиса в Амстердаме. Очень мало, скажете вы, и будете правы - это при том, что расстояние между городами порядка 70 км по прямой.
Исторический Роттердам был совсем другим.
Первый городок был построен на реке Ротта еще в 9 веке, но он исчез в результате наводнения. В середине 13 века там же построили дамбу и поселок получил традиционное название Роттердам.
О названиях городов можно прочитать в моей статье Голландские города и дамбы
Право называться городом Роттердам получил впервые 17 мая 1299 года. А потом еще раз - в 1340 году. По-видимому, бюрократическая неразбериха существовала и тогда. Очень важной вехой в истории Роттердама была внутриусобная война 14-15 веков со смешным названием "Крючка и Трески". Больше походит на название какого-нибудь рыбацкого трактира. Крючки были консервативными дворянами, а Треска - прогрессивный класс буржуазии.
Так вот, к концу 15 века в результате войн соседние с Роттердамом богатые города Дельфт и Гауда растеряли своих жителей и корабли. Роттердам стал быстро расти как портовый город. Первое каменное сооружение - церковь святого Лоуренса, достроили к 1525 году. Она единственная сохранилась до наших дней от средневекового Роттердама.
В 18 веке в Роттердаме обосновалась крупная торговая компания ван Коопстад и Рокуссен. Из Роттердама они везли текстиль, оружие и алкоголь в Африку, там обменивали товары на рабов, везли их в Суринам и на Антильские острова, а обратно в Европу везли кофе и сахар. Эта контора была второй по величине в Нидерландах, наживавшейся на работорговле. За 30 лет существования на своих трех кораблях они перевезли около 20 тысяч рабов.
Масштабные работы по расширению порта проводили весь 19 век. Корабли становились все крупнее, имеющийся канал, соединяющий город с Северным морем, уже не справлялся с нагрузкой. Портовая зона растягивалась все больше, было создано большое число рабочих мест, соответственно в городе строилось много новых домов - богатых на правом берегу Мааса и рабочих на левом. Именно тогда Роттердам стал привлекать инновационные архитектурные проекты для стремительно развивавшейся инфраструктуры.
В первой мировой войне правительство Нидерландов соблюдало нейтралитет. Пользуясь удобным положением, в Роттердаме образовался центр шпионажа. Нейтралитет также давал право гражданам Нидерландов свободно пересекать границы воюющих государств. Таким образом, многие голландцы сами стали шпионами. Самой известной шпионкой Первой Мировой была голландка Мата Хари, урожденная Маргарета Гертруда Зелле. В Роттердаме офис британской разведки MI1 соседствовал с немецким Имперским Консульством.
Вторая Мировая война началась для Нидерландов 10 мая 1940 года в 3:55 утра. Страну планировалось захватить за один день, но голландцы продержались до 14 мая. 12 мая в Англию переправили королевскую семью, а 13 мая страну покинула королева Вильгельмина. Немцы выставили ультиматум: если Нидерланды не сдадуться, будут уничтожены Амстердам, Гаага, Хаарлем, Утрехт. 14 мая Роттердам был показательно уничтожен в течение 15 минут. В ночь на 15 мая была подписана капитуляция. Провинция Зеландия держалась еще до 17 мая.
Поразительно, решение не восстанавливать исторический Роттердам было принято уже через 4 дня после бомбежки. За 10 дней полностью очистили уничтоженные здания. План восстановления был в работе 4 военных года, но и тогда его сочли недостаточно инновационным.
В результате был принят новый план, благодаря которому Роттердам и обрел современные черты, мы навсегда потеряли возможность увидеть настоящий старый город, а имеем вот такое
Теперь центральная часть города не имеет жилых построек. Первая в Европе пешеходная торговая улица открыта в 1953 году, широкие и прямые улицы обеспечивают транспортный поток. Первое в Нидерландах метро открыто в 1968, а в 90е начали активно строить небоскребы - нужно помнить, что оба проекта крайне затруднительно реализовывать в Нидерландах из-за уровня воды.