В изданном в 1914 г. хранителями Ю. В. Арсеньевым и В. К. Трутовским «Путеводителе по Оружейной палате» написано: «Шапка Казанская, устроенная в Москве в 1553 г. царем Иоанном Грозным для племянника последнего казанского царя Едигера, царевича Саин-Булата, крестившегося в 1553 г. под именем Симеона; в 1572 г. царь Иоанн IV Грозный, учредив «земщину», посадил Симеона на трон в Москве, назвав его «царем всея Руси», а сам удалился в Александровскую слободу (Владимирской губ.), объявил себя лишь царем Московским и, приезжая в Москву для проверки Симеона, садился в тронном зале ниже его; в 1574 г., разневавшись на Симеона, прогнал его с престола и отправил в Тверь великим князем, где он и правил од именем Симеона Бекбулатовича. Шапка золотая, в фестонах, восточного типа, украшена бирюзой, драгоценными камнями и чернью. Замечательна, как редчайший образец московской ювелирной работы второй половины XVI в.».
Симеон был поставлен царем в 1575 г., пробыл формальным правителем меньше года – до августа 1576 г. Зачем Грозному понадобился этот маскарад, историкам не понятно до сих пор. А почему выбор пал на Симеона Бекбулатовича, объяснимо: Ивану IV он приходился племянником по линии второй жены Марии Темрюковны. Стал бы царь тратить огромные деньги на изготовление драгоценной и весьма дорогостоящей шапки для марионеточного правителя? Определенно, нет.
Имеется и другая гипотеза: Шапка Казанская была короной последнего казанского хана Ядыгара-Мухаммеда (Едигера), и досталась Ивану Грозному в качестве трофея после взятия Казани в октябре 1552 г.
Более интересную версию выдвинул М.В. Горелик. В работе «Мусульманский папа на Московском престоле («Шапка Казанская» Ивана IV Грозного из Оружейной палаты)» он пишет: «На самом деле ситуация с Казанской короной гораздо сложнее и намного интереснее... Дело в том, что она обладает одной крайне специфической особенностью. Эта корона ― ярусная, в три яруса зубцов. Подобного нет ни на одном из увенчаний царственных голов Старого Света за все времена, за одним исключением: тиара католического первосвященника ― папы римского ― имеет вид сахарной головы с ярусами зубцов, то есть с несколькими нанизанными на «сахарную голову» коронами <…> Но какое отношение имеет папская тиара к короне православного царя? Ведь эта корона символизировала его владычество над мусульманским ханством, что, в свою очередь, легитимизировало его титул царя, каковым Иван IV провозгласил себя не совсем законно. А вот то, что он занял трон ханов-чингизидов, трон природных, по русской традиции, царей, трон Казанского царства, придавало его титулу, новому для Руси, легитимность не только перед окружающим миром, но прежде всего — у себя, на Руси».
А далее начинается самое интересное. На гравированном портрете османский султан Сулейман Великолепный изображен в богато украшенной шапке в виде венецианской разновидности шлема барбют, ставшего популярным в Западной Европе в конце XV–XVI вв. Он был легким на вес, оставлял открытым лицо, его украшали драгоценными камнями и носили в качестве парадного. Сверху на барбют Сулеймана надета папская тиара «о четырех ярусах». Как пишет М.В. Горелик, это вполне реальный предмет. Парадная шапка султану была выполнена венецианским мастером Луиджи Каролини за 100000 дукатов.
Необычная форма шлема-короны вызвана идеологическими соображениями: султан Великой Порты – не только великий воин, но и повелитель всех правоверных мусульман. «Чтобы это было ясно католикам, на европейский шлем была водружена папская тиара, а чтобы подчеркнуть превосходство ислама — на увенчании халифа было сделано на один ярус зубцов больше, чем на папской тиаре. Одновременно четыре короны могли символизировать власть султана над всеми четырьмя сторонами света. Но функция и символика короны-шлема-тиары была еще более откровенной: Сулейман, будучи владыкой Рума — бывшей Византии = бывшего второго Рима, считал своим законным правом быть владыкой и первого Рима = Рума. А поскольку самим Римом и областью правил папа, то папская тиара на короне-шлеме символизировала претензию на Вечный Город».
Но какая связь между Казанской шапкой и барбютом-тиарой султана? М.В. Горелик полагает, что Иван IV считал Сулеймана своим кумиром и мог заказать копию с гравюры оттоманского правителя 1532 г. или ее копии 1535 г. Таким образом шапка султана стала прообразом Казанской шапки: «И когда приспело Казанское взятие, итальянский шлем-корона Османского султана-халифа в виде папской тиары как нельзя лучше послужил основой Московской идеологемы, представлявшей православного Московского царя в виде, с одной стороны, хранителя христианской веры, а с другой ― владыкой мусульманских подданных. И все это было воплощено в традиционную московскую форму золотоордынской короны».
В пользу версии М.В. Горелик говорит и тот факт, что изначально Казанскую Шапку венчал не крест, а рубин на тонком стержне. В 1627 г. он был пересажен на другую царскую корону и был заменен желтым яхонтом, который украшает навершие шапки и по сей день.
Прослушать подкаст:
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.