Сюжет предательства Иудой своего друга и наставника Христа прописан почти у всех евангелистов. Из библейских текстов он перешел и в изобразительное искусство, фрески «Поцелуя иуды» появились во многих местах, но одна из них заслуживает пристального внимания, потому что совершенно нетипична для своего времени.
Джотто работал на Папу Римского долгое время, сама суть такого сотрудничества обуславливалась выдающимися качествами художника, других ко двору просто не брали. Шедевр Джотто был написан в 1303-1305 гг. в Капелле Скровеньи в Падуе и для 14 века его объем, формы и композиция были просто невероятны.
«Поцелуй Иуды» стал главным символом предательства, такой неоднозначный знак. По сюжету, Иуда выбрал его, чтобы указать на Спасителя солдатам, которые прибыли его арестовать.
На картине Христос и Искариот в центре композиции, фигура Христа едва заметно сдвинута влево, создается впечатление, что Джотто создавал работу по правилу золотого сечения, о принципах этого загадочного явления можно прочесть в статье: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5a93c8d11ba200ad993ddb/zolotoe-sechenie-v-jivopisi-interesnye-fakty-5dbd121ee6cb9b00b129e118
Взгляните, как Иуда при поцелуе укрывает Иисуса своим золотым плащом (намек на истинные мотивы – обогащение через предательство), который выписан невероятно реалистично, объемно, почти ощутимо. Но главное – это реакция персонажей, их эмоциональное вовлечение. Чтобы было более понятно, о чем речь, можно взглянуть на другую работу на этот же сюжет. К примеру, миниатюра “Поцелуй Иуды” из Псалтыря Мелисенды показывает всех героев совершенно канонически, соответствующими иконописному обезличенному и бездушному плоскому образу. Одно выражение на всех лицах, почти неразличимых между собой.
Фреска Джотто раскрывает ярость и столкновение, реальную борьбу, посреди которой, застывшим кадром, происходит ключевое событие библейской истории. Одно из, во всяком случае.
На самом деле, в работе «Поцелуй Иуды» нет самого поцелуя, так как действие происходит за мгновение до. Эмоции двух совершенно разных людей умело выписаны на лицах: принятие и осознание у Христа, вероломство у Иуды. Он рассматривает Спасителя, ищет в нем какой-то отклик, но Иисус не дает ему желанного контакта.
На заднем плане мы видим вскинутую к небесам трубу, это словно временная петля: она возвещает о Воскрешении Христа, которое еще не произошло.