По неофициальным оценкам, в настоящее время в Киргизии насчитывается около 1000 пчеловодов и 90 тыс. пчелосемей и производится около 3 тыс. тонн меда в год. Это в разы меньше, чем было во времена СССР. По данным Kyrgyz Express Post, в начале 90-х годов прошлого века в Киргизии было 12 тыс. пчеловодов и 446 тыс. пчелосемей и производилось 12 тыс. тонн меда в год.
Президент Союза пчеловодов Киргизии (СПК) Жакшылык Дуйшеналиев со ссылкой на официальные данные сообщил, что в 2018 году было произведено 1958 тонн, а в 2019 году – около 2 тыс. тонн меда. Но, по его мнению, меда в 2019 году могло быть произведено раза в два больше, с учетом того, что подавляющее большинство местных пчеловодов - это мелкие частники, которые не отчитываются перед государством о своей производственной деятельности и из которых более половины нигде не зарегистрированы.
Минсельхоз Киргизии в декабре 2019 года подтвердил, что прошедший год был благоприятным для пчеловодства, однако конкретных цифр о медосборе не привел.
Предполагается, что идентификация животных, включая медоносных пчел, которую намечено провести в 2021 году, позволит уточнить основные характеристики киргизского пчеловодства. Проведение этой кампании возложено на Минсельхоз.
По экспертным оценкам, имеющийся у Киргизии потенциал позволяет ей существенно увеличить производство и экспорт меда, однако правительственные меры в этой области пока не приносят ожидаемых результатов. Расширению экспорта меда препятствует несоответствие его качества техническим регламентам стран - ведущих импортеров меда. В последние годы на экспорт отправлялось около 20% меда, производимого в Киргизии. За период с 2014 по 2018 годы объем экспорта меда увеличился лишь на 12% .Доля Киргизии в мировой торговле этим продуктом составляет 0,1%.
По данным ITC, в 2018 году Киргизия экспортировала в 22 страны мира 350 тонн меда на 1,5 млн долл. и заняла 58 место в мире по этим показателям. Экспортом меда занимались 25 компаний.
География экспорта киргизского меда в 2018 году:
Китай является главным покупателем киргизского меда и, по-видимому, останется таковым в обозримой перспективе. Однако в настоящее время далеко не все киргизские производители и экспортеры меда в состоянии выполнять жесткие требования КНР к качеству этого продукта. Прежде всего, это касается ограничений на содержание остатков антибиотиков, пестицидов, металлов и других загрязняющих вещества. Китайский технический регламент также предусматривает содержание воды в меде в 16%, а киргизский – 20%.В 2019 году поставками меда в Китай занимались четыре киргизские компании.
Летом 2019-го во время саммита ШОС главы Киргизии и Китая подписали протокол о дополнительных поставках продукции. Предполагается, что этот прокол облегчит экспорт киргизского меда в Китай.
Ближний Восток - второе главное направление экспорта киргизского меда. В 2018 году страны этого региона: Бахрейн, Иордания, Ирак, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия закупили 89 тонн меда.
Третье направление экспорта киргизского меда - Россия, Таджикистан, Азербайджан и Казахстан. В 2018 году в эти страны было поставлено 22 тонны меда.
Небольшие партии меда в 2018 году были поставлены также в Афганистан, Великобританию, Гонконг, Малайзию, Польшу, Тайвань и Японию.
Объем импорта меда Киргизией на порядок ниже объема его экспорта. В 2018 году было импортировано 32 тонны меда, всё - из России.
Помощь Киргизии в развитии пчеловодства оказывают ПРООН (UNDP), Агентство США по индустриальному развитию (USAID) и другие международные организации.
В декабре 2019 года рамках проекта ПРООН «Интегрированное развитие Ошской области» были организованы образовательно-практические тренинги по изучению лучших практик пчеловодства. В этом проекте приняла участие Н.Л. Попова - доцент по пчеловодству Рязанского государственного сельскохозяйственного университета.
Лицей N47 - единственное учебное заведение в Киргизии, в котором готовят пчеловодов. Курсы для начинающих и пчеловодов со стажем организует и СПК. В 2019 году были проведены три таких курса.
А. Пономарев