Уже вход в Лавру настраивает на особый лад — Святые ворота с надвратной церковью нарядны и красивы. Сооружены они, как утверждал Константин Витальевич Щероцкий (автор составленного в 1917 году путеводителя по Киеву), Николаем Святошей — так прозвали Святослава, князя Черниговского, который принял пострижение в монахи и служил привратником в Киево-Печёрской обители. А когда входишь в ворота и идёшь между низенькими корпусами — глаз не отвести от огромного, сияющего золотыми куполами Успенского собора — его Щероцкий называет Великой Печёрской церковью.
Когда-то на этом месте преподобный Антоний поставил деревянную церковь Успения. При Феодосии, в 1073 году был заложен и за пять лет построен каменный однокупольный шестистолпный храм. Позднее храм был перестроен в духе украинского барокко, стал более нарядным и уже в таком виде дожил до Великой Отечественной войны, во время которой храм уничтожили фашисты, предварительно ограбив и вывезя в Германию хранившуюся там драгоценную церковную утварь.
В конце прошлого — XX — века, когда решено было храм восстанавливать, много спорили:вернуть ли ему первоначальный строгий облик или восстановить таким, каким он был в последние годы своего существования. Сторонники второй точки зрения победили.
Если пройти вдоль собора, всё вниз и вниз, то попадаешь в пещеры — ближние и дальние.
Дальние производят особенное впечатление. В них ходят не все, идут поклониться праведникам, помолиться о своём. Тут никому и в голову не придёт громко заговорить. Тишина и темнота окутывают человека, словно монашеские одежды. Только огоньки свечей теплятся — перед иконами и в руках посетителей. И бесконечные ряды гробниц и замурованных склепов, тёмные, почти скрытые помутневшим лаком старинные портреты и портретные иконы.
Странно, но страха нет. Такое чувство, словно кто тебя оберегает. Только один раз я дрогнула от неожиданности: в нише, без света сидел молодой монах, наблюдающий за посетителями. Я увидела, как в свете моей свечи блеснули живые глаза — и это впечатляло!
В ближних пещерах народа больше. Много родителей с детьми. Они знают, кто там похоронен, и идут поклониться им как близким людям.
1) Антоний Печёрский
Антоний Печёрский известен всей Православной Руси как «начальник всех русских монахов».
2) Нестор Летописец
Знаменитый автор «Повести временных лет», «Жития Бориса и Глеба» и других замечательных сочинений.
3) Иконописец Алипий
Первый русский иконописец. До нашего времени дошла замечательная икона, которую предание связывает с его именем — Ярославская Оранта.
4) Илья Муромец
Несмотря на то, что Илья Муромец — богатырь, его гроб не кажется большим. Во-первых, все мы к старости усыхаем и словно бы растём вниз. А во-вторых, в древности был иной чин захоронения монашествующих: их тела, завернув в саван, но без гроба на три года укладывали в могилу. А потом косточки откапывали и складывали в гроб. Я даже подумала, что и Муромца, который, судя по всему, принял постриг, похоронили именно так. Потом где-то прочитала, что нет — его мощи лежат в полной сохранности.