Найти тему

4 знаменитых русских, похороненных в Киево-Печёрской Лавре

Оглавление

Уже вход в Лавру настраивает на особый лад — Святые ворота с надвратной церковью нарядны и красивы. Сооружены они, как утверждал Константин Витальевич Щероцкий (автор составленного в 1917 году путеводителя по Киеву), Николаем Святошей — так прозвали Святослава, князя Черниговского, который принял пострижение в монахи и служил привратником в Киево-Печёрской обители. А когда входишь в ворота и идёшь между низенькими корпусами — глаз не отвести от огромного, сияющего золотыми куполами Успенского собора — его Щероцкий называет Великой Печёрской церковью.

Собор Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печёрской лавры. 1078.Разрушен взрывом в 1941-м, восстановлен в 2013-м
Собор Успения Пресвятой Богородицы Киево-Печёрской лавры. 1078.Разрушен взрывом в 1941-м, восстановлен в 2013-м

Когда-то на этом месте преподобный Антоний поставил деревянную церковь Успения. При Феодосии, в 1073 году был заложен и за пять лет построен каменный однокупольный шестистолпный храм. Позднее храм был перестроен в духе украинского барокко, стал более нарядным и уже в таком виде дожил до Великой Отечественной войны, во время которой храм уничтожили фашисты, предварительно ограбив и вывезя в Германию хранившуюся там драгоценную церковную утварь.

В конце прошлого — XX — века, когда решено было храм восстанавливать, много спорили:вернуть ли ему первоначальный строгий облик или восстановить таким, каким он был в последние годы своего существования. Сторонники второй точки зрения победили.

Если пройти вдоль собора, всё вниз и вниз, то попадаешь в пещеры — ближние и дальние.

В пещерах Киево-Печёрской Лавры
В пещерах Киево-Печёрской Лавры

Дальние производят особенное впечатление. В них ходят не все, идут поклониться праведникам, помолиться о своём. Тут никому и в голову не придёт громко заговорить. Тишина и темнота окутывают человека, словно монашеские одежды. Только огоньки свечей теплятся — перед иконами и в руках посетителей. И бесконечные ряды гробниц и замурованных склепов, тёмные, почти скрытые помутневшим лаком старинные портреты и портретные иконы.

Странно, но страха нет. Такое чувство, словно кто тебя оберегает. Только один раз я дрогнула от неожиданности: в нише, без света сидел молодой монах, наблюдающий за посетителями. Я увидела, как в свете моей свечи блеснули живые глаза — и это впечатляло!

В ближних пещерах народа больше. Много родителей с детьми. Они знают, кто там похоронен, и идут поклониться им как близким людям.

1) Антоний Печёрский

Антоний Печёрский известен всей Православной Руси как «начальник всех русских монахов».

М.М. Антокольский. Нестор-летописец. 1890. Русский музей. Санкт-Петербург
М.М. Антокольский. Нестор-летописец. 1890. Русский музей. Санкт-Петербург

2) Нестор Летописец

Знаменитый автор «Повести временных лет», «Жития Бориса и Глеба» и других замечательных сочинений.

В.Е. Раев. Блаженный Алипий, иконописец Печёрский. 1848
В.Е. Раев. Блаженный Алипий, иконописец Печёрский. 1848

3) Иконописец Алипий

Первый русский иконописец. До нашего времени дошла замечательная икона, которую предание связывает с его именем — Ярославская Оранта.

4) Илья Муромец

Несмотря на то, что Илья Муромец — богатырь, его гроб не кажется большим. Во-первых, все мы к старости усыхаем и словно бы растём вниз. А во-вторых, в древности был иной чин захоронения монашествующих: их тела, завернув в саван, но без гроба на три года укладывали в могилу. А потом косточки откапывали и складывали в гроб. Я даже подумала, что и Муромца, который, судя по всему, принял постриг, похоронили именно так. Потом где-то прочитала, что нет — его мощи лежат в полной сохранности.