Комплекс тяжелого вооружения сложился у гуннов к III в. под влиянием нескольких традиций. Комплекс наступательного оружия, состоявший из длинного сложносоставного лука и стрел с железными трехлопастными наконечниками, помещавшихся в горите, копья и клинкового гарнитура из кинжала и длинного меча существовал у гуннов (хуннов) еще с III в. до н. э.
Во II в. н. э. гуннский арсенал под влиянием монголоязычных сяньби из Южной Маньчжурии, захвативших власть в монгольских степях и вытеснивших гуннов на запад и юг, пополнился длинными копьями и высокими коническими шлемами из вертикальных железных полос.
Переместившиеся на запад гунны восприняли у среднеазиатских иранцев принцип сплошной латной защиты тела и систему конского снаряжения.
В IV–V вв. гуннский панцирь состоял из жилета, который защищал верх корпуса. Поверх него надевали пелерину со стоячим воротником и оплечьями; к поясу крепились длинные набедренники. Доспех дополняли наручи, поножи и круглые либо прямоугольные дощатые щиты, окованные по краям железом. Высокая надежность защитного вооружения достигалась одновременным применением разных типов брони — кольчужной, чешуйчатой, ламеллярной и ламинарной (ламинарная броня представляет собой полосы металла или твердой кожи с отверстиями, через которые проходят тесемки, которые соединяют полосы между собой).
К притяньшанско-среднеазиатской традиции относится сложившийся у гуннов к III в. н. э. стиль оформления оружия и конского убора (да и собственных украшений). Его особенностью стало сочетание золотого фона (гладкого или с геометрическими узорами, выполненными чеканкой, зернью или сканью) и драгоценных рубинов или самоцветных камней различных оттенков красного цвета — сердоликов, альмандинов (иногда камни заменяло красное стекло).