Всемирно известные музейные собрания и коллекции, всегда - национальные бренды. Музеи бывают крупными, бывают выдающимися, а бывают и просто уникальными. Вот о таком сегодня и пойдет речь в нашем материале. Мы расскажем несколько историй об уникальных экспонатах Кубинского танкового Музея и о том, какими сложными, и порой причудливыми путями попадали сюда эти тяжеленные стальные машины.
"Сухопутные дредноуты". Экспонат №1.
Одним из самых первых экспонатов кубинского музея стал британский танк Мк. 5, который принадлежал частям Белой армии, под командованием барона Врангеля.
В октябре 1920 года группа этих машин попыталась сбросить в Днепр две дивизии и несколько эскадронов красноармейцев, занявших важный стратегический плацдарм в районе Каховки. Танковая атака должна была произвести шокирующее действие и казалась обреченной на успех, но... На беду врангелевских частей, под командой генерала Витковского, укрепления красных оказались устроенными по всем правилам военной науки. Ведь руководил их возведением никто иной, как знаменитый Дмитрий Карбышев - один из лучших специалистов по фортификациям ещё Царской армии, перешедший на сторону красных. Впоследствии он обессмертил свое имя, став национальным героем во времена ВОВ.
Красные отбили атаку по "классике". Пропустили "крепости на гусеницах" через удобный коридор, ставший ловушкой и отсекли пехоту пулеметным и ружейным огнём. Без поддержки стрелков, девять врангелевских танков скоро потеряли ход и стали относительно лёгкой добычей бойцов-красноармейцев. По распоряжению Климента Ворошилова, часть бронированных машин установили на постаментах в разных городах, а один попал на подмосковный полигон, на базе которого и возник знаменитый музей.
Экспозиция кубинского музея выросла из коллекции НИИ Бронетехники, которая пополнялась, начиная с 1931 года. Долгое время музей бронетехники в Кубинке был самым "секретным" танковым музеем в мире. Поступала сюда отечественная и трофейная техника с различных театров военных действий. Нынешняя коллекция - самая выдающаяся на планете по целому ряду показателей. Помимо Кубинки, крупнейшими собраниями танков обладают Британия, Франция, Германия и США.
Немецкая гигантомания.
Эта машина - своеобразный рекордсмен! Считается, что это вообще один из самых крупных музейных экспонатов на планете. Колоссальная самоходная мортира серии «Карл», фирмы "Рейнметалл-Борзиг". Все они, как корабли, имели свои собственные названия, которые, по разным обстоятельствам, нередко менялись во время войны. Сначала это были милые и патриархальные евангельские имена - Карл, Адам, Ева. Но вскоре их заменили на более подходящие нацистам наименования злобных и сварливых богов скандинавской мифологии.
Шестисотмиллиметровая мортира, могла самостоятельно передвигаться, со скоростью прогулочного велосипеда, и стреляла снарядами, весом с небольшой автомобиль. Правда, хватало её ненадолго. Через десяток выстрелов, а чаще, раньше, ствол приходил в негодность. Все эти гигантские осадные орудия воевали на Восточном фронте и обстреливали Брестскую крепость, Севастополь, укрепления "Линии Молотова" и Варшаву, во время восстания 1944 года.Всего существовало семь экземпляров машины, выпущенных перед самой войной.
У мортиры кубинского музея имеется интереснейший факт биографии. И виной ему - путаница в бумагах, недостойная носителей легендарного "орднунга". Долгое время считалось, что этот экземпляр - "Карл" №6, "Циу", прозванный в честь скандинавского бога воинской доблести и чести. Так, по-крайней мере, значилось в технической немецкой документации. Но во время реконструкции, из под облезшей краски, нежданно-негаданно, вылезло начертанное готическим шрифтом имя "Адам". Учитывая общую неразбериху с названиями и переименованиями, такой поворот казался вполне реальным.
"Адам" был первенцем серии, и считался безвестно и безвозвратно утерянным. Таким образом, в руки советских музейщиков попала мортира - прародительница серии, что вполне отвечало имени. Справедливости ради, надо сказать, что полной ясности в этой истории нет до сих пор. Экспонат, действительно уникальный, во всех смыслах. Она была захвачена советскими солдатами в земле Бранденбург и на четырёх мощных трейлерах доставлена в Московскую область, где хранится и поныне.
Ещё одна супезвезда кубинской коллекции - танк с, казалось бы, неуместным названием "Мышь". Юмор создателей оказался пророческим. Стальной 180-тонный "Мышонок", плод сумрачного гения Фердинанда Порше, и нескольких немецких фирм, которые и по сей день у всех на слуху, оказался оружием сколь внушительным, столь и бесполезным. Его массу не выдерживал ни один стандартный мост, а перевозка могла стать головной болью транспортной службы Третьего Рейха, на долгие годы вперед. Но нацистское государство вскоре испустило дух, и перед его кончиной двоих собранных "Мышат" было решено взорвать.
Но и с этим у нацистов тоже вышла промашка. Один из Мышат заерепенился и взрываться категорически не желал, дав своим мучителям последний и решительный бой. Второй оказался менее стойким.
Останки стальных монстров были захвачены бойцами Красной Армии в апреле 1945 года, на полигоне в берлинском районе Шпандау и переданы советским техническим специалистам. Собрать из двух больших танков один у потомков тульского Левши проблем не вызвало.
Восстановленный Maus хорошенько обстреляли всеми видами снарядов, что заметно на его камуфлированной "шкурке" и отправили в коллекцию Кубинки, делая и без того уникальное собрание просто бесценным.
Во второй части материала мы расскажем о смертельно опасных "кошечках" и их краснозвездных укротителях, танках-"утопленниках" и бронированных "луноходах". Ставьте палец вверх, если материал показался вам интересным, и, конечно, подписывайтесь. Мы будем очень вам признательны. Спасибо!