Наше поколение (я родился в 1967 году) в детстве зачитывалось фантастическими романами Артура Кларка, Станислава Лема, братьев Стругацких о полетах человека в космос, освоении далёких планет. Это же жутко интересно, какой будет город, например, на Луне, как там будут жить и работать ученые и инженеры. Какие будут строить станции и города на её поверхности. На каком транспорте перемещаться…
Нужно сказать, что люди не знали из чего «сделана Луна» и какая у неё поверхность. Может это сплошь камень? А может она из свинца или из сыра? И в этом не было проблемы до тех пор, пока никто не стал собираться осуществить там высадку. Обсуждались разные гипотезы, и на полном серьезе обсуждался такой вариант, что поверхность спутника Земли покрыта многометровым слоем пыли.
У Артура Кларка есть фантастический роман под названием «Лунная пыль». Там (понятное дело все происходит в будущем) люди колонизируют Луну. И уже настолько преуспели в этом, что с Земли регулярно прилетают туристы. Туристов катают на специальных «пылеходах» - кораблях, которые «плавают» по «морям», состоящим не из воды, а из пыли. И вот один такой пылеход во время экскурсии «тонет» в этом море пыли… А о том, как экипаж и туристов разыскивали, спасали и т.д. я рассказывать не буду, рекомендую, прочитать очень интересно.
Я впервые этот роман прочитал лет в 12. Перечитал недавно. И тогда и сейчас мне было очень интересно. И хотя мне давно известно, что никаких морей из пыли нет, это никак не повлияло на мое к нему отношение.
Итак, гипотеза о том, что на Луне «плещутся моря пыли» была популярна и по своему, очень интересна. И дала пищу для писателей-фантастов.
Но вот те, кто планировал реальный полет на Луну, проектировал космические корабли и лунные модули должны были знать точно, какая поверхность на самом деле.
И вот история про Сергея Павловича Королева. Я кстати, эту историю слышал давно, но думал, что это просто байка, анекдот. Но оказывается, нет. Было такое.
Итак, идет совещание по поводу определения параметров и конструкции лунной автоматической станции. И среди коллег Королева возникает спор, какова поверхность (толстый слой пыли –гипотеза астронома Томаса Голда) или твердая (гипотеза советского вулканолога Генриха Штейнберга). Для конструкторов это вопрос совсем не праздный. Если твердая поверхность – одна конструкция, пыль - другая конструкция. Спроектировать, построить и отправить на Луну чудо современной техники для того, чтобы оно там утонуло за доли секунды, никому не хочется. Да и начальство не одобрит… Со всеми вытекающими возможными последствиями.
Спор затягивается. Никто не знает, что делать, никто не хочет брать на себя ответственность. Тогда Королев принимает решение - Луна твердая!
Мало того издает письменное распоряжение. Пишет в блокноте «Луна твердая» и подписывает - Королев!
На самом деле записка была длиннее и подробнее. В ней главный конструктор не просто написал, что грунт твердый и расписал параметры этого грунта.
Вот такие две истории. Одна про то, как великий писатель из ничего, из пыли может сделать интересную историю. А вторая о великом ученом и великом менеджере, который мог в интересах дела взять на себя ответственность, рискнуть своим положением и репутацией. А обе эти истории связывает эта «лунная пыль». То чего никогда не было.