Жизнь и смерть Сергея Есенина были страшными и по-своему яркими. Себя он считал первым поэтом России, и, скорее всего, был прав. Есенин стал самым неоднозначным поэтом 20 века и самым читаемым на сегодняшний день. А ведь при жизни Есенин иногда сомневался в своих стихах, боялся, что его забудут. Но обо всем по порядку.
Как хорошо вы знаете историю недолгой жизни Сергея Есенина? Есенин из школьной программы – романтик, милый хулиган, нежный любовник и сын, и Есенин, каким он был на самом деле, каким его описывают современники и близкие, - это два разных Есенина. Первый – это поэт, второй – человек.
Двойственность его натуры отмечали многие. Айседора Дункан при их первой встрече произнесла на ломаном русском: «Ангел». Чуть помолчала и добавила: «Черт».
Темное и светлое постоянно мешали его, швыряли, как маленькую лодочку в шторм. К концу жизни это стало особенно заметно: приступы неудержимой агрессии неожиданно сменялись жалобными просьбами о помощи.
МИФЫ О ЖИЗНИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
1. Отношения с матерью. Часто Есенина представляют любящим и нежным сыном. Видимо, под влиянием «Письма матери». Немного напомним его строки:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
«…»
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
«…»
На самом деле в стихотворении описана бабушка Сергея – Наталья Титова, которая практически заменила ему мать.
Взаимоотношения родителей поэта были сложными и, можно сказать, окутаны семейной тайной: Татьяна Титова вскоре после свадьбы вернулась в дом родителей, а после родов, оставив маленького сына, уехала работать в город. Позже семья воссоединилась, но по-настоящему крепкой и дружной не стала. Мать и отец, конечно же, не одобряли образ жизни сына, звали его обратно в Константиново, говорили, что ему нужно взять себя в руки, ведь он молод и у него есть настоящий талант. Но все было напрасно.
2. Любовь к родине. В чем точно можно не сомневаться, так это в искренней любви Есенина к родине. Она была одной из движущих сил его творчества.
Но и тут не обошлось без есенинской противоречивости. Во-первых, никак нельзя здесь поставить знак равенства между его любовью к родине и патриотизмом. Во-вторых, поэт терпеть не мог русофилов. Корень его чувства – это что-то древнее, природное, кровное. Что-то вечное, не сиюминутное.
После поездки за границу, когда у Есенина произошел духовный надлом, он остро почувствовал свою оторванность от корней и старой России. Он презирал отсталость родины, но не мог жить на чужой земле.
3. Жажда славы и поездка за границу. После женитьбы на Айседоре Дункан Есенин смог наконец выехать за границу. Он возлагал большие надежды на эту поездку, мечтая стать не просто первым русским поэтом, а первым русским поэтом, о котором будет знать весь мир.
Эта поездка (как и отношения с Дункан) была ошибкой. Удар за ударом обрушились на поэта. Особым потрясением стала Америка. Пересекли океан Айседора и Есенин на лайнере «Париж», размеры и обстановка которого поразили поэта. Позже он напишет: «Я шел через громадные залы специальных библиотек, шел через комнаты для отдыха… и минут через пять… спутник подвел меня к нашей кабине. Я осмотрел коридор, где разложили наш большой багаж… осмотрел столовую, свою комнату, две ванные комнаты и, сев на софу, громко расхохотался. Мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше. «…» Вспомнил… про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе… вспомнил после германских и бельгийских дорог наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за «Русь», как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию».
Жажда признания, мучившая поэта, иссушила его, оставив ни с чем. Никто не знал его стихов, а в нем видели только молодого русского мужа несравненной Айседоры Дункан. Он, великий русский поэт, был всего лишь довеском к знаменитой танцовщице. Страсть, на которой строились отношения престарелой Айседоры и молодого поэта, превратилась в огненный узел ненависти. Временами в Есенине просыпалась былая нежность к Айседоре, но ненадолго. Погромы, битье зеркал, ссоры, ругательства и рукоприкладство (даже при посторонних) стали обычным делом. Америка и слава Айседоры окончательно сломили Есенина.
4. Есенин не совершал самоубийство. На самом деле, эта версия ничем не обоснована. Более того, все говорит о том, что Есенин специально приехал в Ленинград (город, в котором он начал свой путь поэта), чтобы совершить самоубийство.
Учитывая тот образ жизни, который он вел во время поездки за границу и после возвращения, а также вообще его характер, это неудивительно.
Тяжелые запои за последние годы практически ничего не оставили от прежнего златокудрого ангела. Взгляд стал пустым и стеклянным. По воспоминаниям друзей, трезвым и вменяемым он был не более часа за весь день. Лечение в санаториях и больницах не помогало.
Еще за границей начались первые признаки мании преследования.
Несколько раз Есенин уже пытался покончить с собой: вешался, вскрывал вены.
Кроме того, есть вероятность, что Есенин был болен эписепсией. Именно такой диагноз поставил ему врач в Париже. Сам Есенин тоже утверждал, что у него «падучая». Правда есть вероятность, что болезнь Есенин имитировал, чтобы оправдать устроенные им погромы.
За день до смерти Есенин не хотел оставаться один и долго не шел в номер, сидя в холле гостиницы. Последнее стихотворение Есенина – это прощание. Он передал его Эрлиху Вольфу, тоже поэту, приходившему накануне. Есенин отдал листок со стихотворением и попросил Эрлиха прочитать, когда тот останется один. Но Эрлих был занят весь следующий день и прочитал, когда Есенин был уже мертв.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
5. Есенин любил многих женщин. Спорное утверждение. Скорее, его любили, а он лишь увлекался. Так считали его друзья, об этом говорят факты. Есенин часто загорался страстью, но никого не любил. Может быть потому, что настоящие чувства он переносил в стихи.
Его отношения с женщинами были потребительскими, почти от всех он получал какую-либо выгоду. По сути, использовал их. Но что самое интересное, никто из бывших возлюбленных Есенина не держал на него зла.
Он бил Айседору, а она целовала его кулак.
Он приводил домой к своей сожительнице Гале Бениславской других женщин, а она чинила кровать после его измен.
Он бросил Зинаиду Райх, а она была готова на все, лишь бы вернуть его, даже родить от него еще одного ребенка.
Он женился на Софье Толстой только потому, что она была внучкой Льва Толстого, и даже не скрывал этого. А Софья посвятила всю свою жизнь увековечиванию его памяти.
Многие из женщин, которые любили Есенина, были старше его и относились отчасти к поэту, как к больному ребенку. А разве можно разлюбить и возненавидеть любимого ребенка?
Читая воспоминания современников о Есенине, думаешь о пустоте его жизни. Он как будто был пустой оболочкой. И смерть разрушила эту оболочку, но человека под ней уже не было. Он сам говорил, что был лишь бутылкой, из которой Бог выливает стихи. И оказался прав, когда сказал: «Я, Есенин, оставлю после себя стихи. И они будут жить. Такие стихи, какие я пишу, будут жить вечно».