Найти в Дзене

Запрещенная книга Вольтера

Прижизненное, анонимное, запрещенное издание самого скандального романа Вольтера «Орлеанская девственница», посвященного Жанне д’Арк и внесенного римско-католической церковью в «Индекс запрещенных книг».

Гравюра из книги Орлеанская девственница. Вольтер. [La pucelle d’orleans, poeme. На фр. яз.]. [Женева], 1762.
Гравюра из книги Орлеанская девственница. Вольтер. [La pucelle d’orleans, poeme. На фр. яз.]. [Женева], 1762.

«Орлеанская девственница» — сатирическая пародийная поэма Вольтера, где события жизни национальной героини (тогда ещё не канонизированной святой) Жанны д’Арк представлены в сниженно-комическом ключе, столь же иронически показаны французские рыцари и церковь. Изданная анонимно, «Девственница» стала одним из самых популярных неподцензурных произведений Вольтера, она получила известность и за пределами Франции как образец скептически-иронического «вольнодумства» XVIII в.

«Орлеанская девственница» в молодости была одной из любимых книг Пушкина, он подражал ей в «Руслане и Людмиле», начал ее перевод, а впоследствии посвятил «преступной поэме» свое последнее произведение, весьма критическое по адресу Вольтера.

При жизни автора роман печатался анонимно в различных странах Европы (по спискам разного качества). Первое анонимное издание вышло во Франкфурте в 1755 году; это издание, содержащее многочисленные искажения и вымышленные другим автором эротические эпизоды, возмутило Вольтера, на что он впоследствии специально указал в предисловии к поэме. Существует точка зрения, что эти фрагменты все же принадлежали Вольтеру, но он решил таким образом от них отречься, «очистив» текст. В 1756 году в Париже вышло второе подпольное анонимное издание, также с не вполне достоверным текстом.

Авторизованным считается издание 1762 года в Женеве, на котором Вольтер также не указал своего имени из соображений осторожности. На протяжении XVIII–XIX вв. в различных странах «Орлеанская девственница» также неоднократно подвергалась цензурному запрету, ее издания конфисковались и сжигались. Засвидетельствовано, что сам Вольтер говорил в 1775 году о поэме как о своем «самом любимом произведении».