Найти в Дзене

"Блистательные театральные закоулки Петербурга" Страницы истории театра "На Литейном", часть 1-я

Логотип театра На Литейном.

Хотел поделиться впечатлением от спектакля "Банкрот" в петербургском театре "На Литейном". Подумал - с чего начать? "А начните-ка с начала" подсказала мне чья-то фраза. Итак: Театр на Литейном проспекте открылся в 1909 году. Он неразрывно связан с дворцом графов Шереметевых:

Логотип театра.
Логотип театра.

Общий вид на дворец, сад и флигель Анны Ахматовой, фото из сети.
Общий вид на дворец, сад и флигель Анны Ахматовой, фото из сети.

Само здание нынешнего театра не было предназначено для театральных выступлений. Это был манеж, который по проекту Джакомо Кваренги в 1801 году построили для графа Николая Шереметева.

То, что сохранилось от манежа, вернее - его фасад со стороны сада.
То, что сохранилось от манежа, вернее - его фасад со стороны сада.

Здание манежа вошло в комплекс сооружений знаменитой усадьбы на набережной реки Фонтанки.

Садовый фасад дворца Шереметевых.
Садовый фасад дворца Шереметевых.

Флигель дворца, аллеи сада и даже "неживые" стены домов (со стороны Литейного проспекта) хранят память о Анне Андреевне Ахматовой, писавшей здесь свои горькие строки.

Граффити на садовой стене бывшего "Литейного пассажа" .
Граффити на садовой стене бывшего "Литейного пассажа" .

В 1908 году обедневший наследник Сергей Шереметев, памятуя о театральной традиции рода, поручил архитектору М. Красовскому переделать манеж в театр с тем, чтобы сдавать его в дальнейшем в аренду различным театральным труппам.

-6
Современные вывеска и вход в театр со стороны Литейного проспекта, 2018 г.
Современные вывеска и вход в театр со стороны Литейного проспекта, 2018 г.

Публику этого коммерческого заведения предупреждали: «Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес». Зрителям щекотали нервы отрыванием головы, обливанием серной кислотой и выдиранием глаз...

Потом сцену театрального заведения открыли экспериментам: на подмостки вместо профессиональных актеров могли выйти известные поэты, писатели и художники: Сергей Городецкий, Лев Бакст, Иван Билибин, Максимилиан Волошин, Борис Кустодиев, Алексей Ремизов, Николай Гумилев, Михаил Кузмин. Вероятно здесь не во времени, так в творческом мировоззрении пересеклись пути театральных художников Л.Бакста и Э.Кочергина. После революции театральное здание используется как временное пристанище для различных театральных трупп.

Рассказ о послереволюционных станицах истории театра будет продолжен во 2 части.

Валерий Дмитрян, краевед-фотограф