На эстонских островах землёй владели богатейшие из остзейских баронов. Сегодня отправимся в старинную мызу Хохенхольм рода Унгерн-Штернбергов, по-эстонски Кыргессааре, а при Советах и вовсе Вискоза. Это довольно крупный (целых 300 человек!) по меркам Моонзундов посёлок чуть в стороне от вечно пустынной трассы. У отворота - симпатичный каменный мостик со скамеечкой, где проезжает разве только редкий велосипедист:
Хохенхольм возник почти сразу после Ливонской войны, и первым его хозяином был русский боярин-перебежчик Путилов (далеко не единственный случай, надо сказать), которого с 1624 года сменили потихоньку прибравшие к рукам весь остров Делагарди, и так как ближайшая к Большой мызе Большая гавань была королевским портом, свою частную гавани они начали строить здесь. Да так успешно, что в 1691 году и она отошла королю.
Под Россией сюда как-то затесался ещё один род с чрезвычайно красивой фамилией Цеге-фон-Майтенфейль, а в 1755 Хохенхольм выкупили Стенбёки, вновь синхронизировав его историю со своей Большой мызой, и в 1796 вместе с ней передав за долги Унгерн-Штернбергам. Надо сказать, не очень удачно - первый дагёсский барон из этого рода, Отто Рейнхольд Людвиг, в 1802 был арестован по обвинению в пиратстве и сослан в Тобольск: якобы, он построил фальшивый маяк, заманивал суда на мели, грабил их, матросов запугивал, а офицеров даже убивал, и якобы гувернёр баронова сына своими глазами видел, как тот в своём кабинете лично убил шведского капитана Карла Мальма.
Дело получилось резонансным, какое-то время европейские газеты писали о нём столь же охотно, сколько о победах Наполеона, по мотивам был написан приключенческий роман "Башня на Дагё"... и лишь при I республике таки выяснилось, что барон всего лишь вылавливал грузы с затонувших судов, а вся эта история стала лишь сведением счётов между ним и Стенбёком - уступив Большую мызу за долги, последний всё же выкарабкался, стал вице-губернатором Эстляндии и ради мести злоупотребил служебным положением. Однако вернуть себе Дагё он уже не смог, а Унгерн-Штернберги продолжили благоустраивать остров.
Кыргесааре была не столько жилой мызой, сколько промышленным центром. Не знаю, есть ли тут дворец - может утрачен, а может невзрачен. Нынешний центр Кыргессааре - винокурня 1880-х годов:
Красиво, конечно, но бутафория. Всё же приусадебные производства от настоящей индустрии всегда довольно далеки. Вино же здесь пытались делать, понятное дело, не из винограда, а из ягод, коими столь богаты окрестные леса.
В советское время здесь наладили производство вискозы ("искусственного шёлка"), в честь которой назывался и сам посёлок. С тех пор, видимо, остались заброшенная промзона (хотя корпуса явно штернберговские)...
...сталинки (они даже тут есть!) и вечерний контингент, хорошо знакомый по депрессивному рабочему посёлку в любой стране постсоветского пространства.