Второй по величине в Эстонии остров Хийумаа (как и с другими забористыми названиями, произносить надо просто Хиума), он же Дагё, уступает соседнем Сааремаа втрое - и площадью (размером с Москву в пределах кольцевой), и населением (10 тысяч человек), и количеством достопримечательностей.
В его "столице" Кярдла живёт всего 3 тысячи человек, а пролив к острову-спутнику Кассари можно проехать по мостику и не заметить. Очертаниями Хийумаа напоминает то ли неправильный крест в круге древком на запад, то ли перевёрнутый с севера на юг Крым с переправами у Перекопа и Тарханкута и маяками у оконечностей Южного (то есть Северного) берега и Керченского полуострова. Хийумаа расположен севернее Сааремаа, но выглядит каким-то более тёплым и южным, возможно из-за того, что острова лежат по разные стороны Великого уступа и слой почвы на камнях тут немного потолще.
По раскрученной туристическими сайтами легенде, 500 миллионов лет назад в воды тогда ещё далеко не Балтийского моря упал метеорит, выбивщий мощный кратер, края которого превратились в скалистый архипелаг, между островков которого постепенно намыло песка и земли, то есть остров Хийумаа существует уже полмиллиарда лет, старше большинства континентов. Мне, честно говоря, в эту легенду не особо верится, хотя метеорит сюда правда упал и оставил ныне не заметный с поверхности кратер Кярдла диаметром 4 километра.
Думаю, всё же происхождение Хийумаа несколько тривиальнее. Да и история куда скромнее и проще эзельской: люди пришли сюда около 2500 лет назад, а само название Дагё ("Дневной остров") указывало на некоторую вторичность, так как значило "остров в дне пути" (видимо от Готланда). Когда-то жили тут и викинги, и береговые шведы, а вот какое прото-эстонское племя здесь обитало накануне покорения Ливонии крестоносцами - так и не разобрался, да и вообще не исключаю, что основным населением были шведы, а эстонских крестьян переселяли в свои владения бароны.
Как бы то ни было, Дагё вместе с Эзелем был разделён между Ливонским орденом (восточный и северный полуострова) и Эзель-Викским епископством (соответственно, южный и западный), а расположение его было важным - вдоль берегов шли корабли в ганзейский Ревель. В середине 16 века Дагё вместе со всей Эстляндией отошёл Швеции, и с этого времени превратился в заповедник именитейших баронов - большей частью (если не всем!) острова владели сначала Делагарди, затем Стенбёки, затем Унгерн-Штернберги, в общем лучшие фамилии Шведской Прибалтики.
Под Россией Дагё вошёл в Гапсальский уезд Эстляндской губернии (в то время как Эзель был отдельным уездом губернии Лифляндской), а в 1781 году по приказу Екатерины II отсюда выселили шведов (по наиболее популярной версии, опасаясь их предательства в очередной русско-шведской войне), и хотя отправили их не в Сибирь, а в тёплую плодородную Новороссию, до неё было далеко идти, и многие по дороге погибли. Дошедшие основали село Старошведское (ныне в Херсонской области), откуда по большей части репатриировались в 1929-м году, и тот исход вспоминают как что-то сродни сталинским депортациям... На Дагё же в последующие два с лишним века ничего особенного не происходило, разве что во время обороны Моонзундов он пал самым последним - 22 октября 1941 года. В общем, ныне это малолюдная глухомань, местами идиллическая, как и Сааремаа, но всё же с каким-то привкусом бедности и оторванности от мира.
Одна из заметных особенностей Хийумаа - обилие пастбищ. В принципе их и на Сааремаа хватает, но как-то меньше. До революции на острове пасли больше овец и действовали, по английским заветам, суконные фабрики; в советское время и ныне более популярны коровы, которые, как известно, дают молоко. Немало здесь и капитальных, выбеленных, явно баронских каменных мельниц, попадающихся тут и там. И - как видите, даже в здешней пасторали можно увидеть ржавую заброшку:
А в одной из деревень нам попался апофеоз той автоэкзотики, которой вообще столь богата Эстония - в этот раз не ГДРовский "Магирус" и не швейцарский "Заурер", а ни больше ни меньше Японский УАЗик, вернее ровесник УАЗика:
С внешним миром Хийумаа связуют две переправы - с материка и с острова Сааремаа. Середина острова почти безлюдна и лишена крупных дорог, основная трасса опоясывает Хийумаа вдоль побережий, поэтому за переправой мы стояли перед выбором - налево повернуть или направо. Типичная дорога на Хийумаа - ровная, окружённая лесом и совершенно пустая. Вечером, когда мы ехали обратно, от Ристны (конечного пункта этого поста) до Кярдлы нам не встретилось ни одной машины. Вкупе со свинцовым морским небом (а погода испортилась за считанные минуты) и холодным ветром это особенно впечатляет.
Леса вдоль дорог таят много сюрпризов. Вот например по пути к маяка Тахкуна можно обнаружить кладбище с православной Ильинской церковью (1925) абсолютно самодельного вида. Интересно, что у неё за история, может основана какими-нибудь беженцами из России? На Хийумаа, в отличие от Сааремаа, православных церквей почти нет (помимо этой вроде бы есть ещё всего одна, да и та заброшенная).
Через окно сфотографировал убранство - необычайно минималистское, тем более для православия:
По дороге к средневековому маяку Кыпу, о котором есть отдельный пост, мы сделали ещё пару остановок. Например в деревне Рейги:
Местную кирху, известную в дереве с 1627 года и бывшую центром тех самых выселенных шведов, отстроил в камне в начале 19 века барон Унгерн-Штернберг в память о сыне, который, по некоторым сведениям, покончил с собой, так как проиграл в карты немереные суммы долгов.
У нас вот самоубийц хоронили на выселках и не молились за их упокой, а тут целый храм построили - и не ясно, в лютеранстве это дело или в безграничности власти баронов на принадлежавшем им острове? Как бы то ни было, выглядит церковь достаточно мрачно:
Вокруг - красивое старое кладбище, где мы надеялись найти "шведских крестов" (так тут называют кресты в круге), но то ли их тут нет, то ли плохо искали.
Обратите внимание - кресты поставлены умершим в ноги, прежде в лютеранских и католических странах видел такое лишь на Куршской косе, на кладбище исчезнувшего народца курсениеков (ну или в других местах тоже видел, но не обращал внимания) - интересно, чья традиция:
Деревянное здание, явно не жилой дом, в следующем селе с красноречивым названием Роотси (Шведское).
И маленькя мыза Кыпу (Кёппо) в паре километров от одноимённого чудо-маяка: