Если неподготовленного в теме вооружения человека спросить, какая пушка самая известная, то скорее всего его ответом будет Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце 16 века. однако о ее истории да и о том, какие пушки в то время были ( а они тогда назывались пищалями) да и как они выглядели мало кто ответит. Поэтому в данной статье предлагаем вам историю и пушек одного из переходных периодов нашей страны.
Русская артиллерия конца XVI — начала XVII в. весьма скудно представлена документальными свидетельствами. Большинство архивных дел московских приказов (главным образом, Разрядного и Пушкарского), датированные до 1626 г., погибли в пожарах XVII– XIX в., поэтому историку достаточно сложно реконструировать масштабы производства и применения артиллерии рубежа XVI– XVII столетий.
Несколько орудий из многотысячного артиллерийского парка той эпохи можно увидеть в собраниях Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственного исторического музея и Московского Кремля.
Помимо документального, нарративного и материального комплексов источников необходимо особо выделить уникальный иконографический материал. В собрании шведского Музея Армии хранится альбом рисунков трофейных орудий, захваченных шведами в сражениях 1700–1707 гг., среди которых встречаются русские пушки и пищали 1550–1700-х гг. Работа по фиксации захваченных пушек была начата шведами в 1706 г. Рисунки даны без описания орудий и без дополнительной информации об их калибре и характеристиках. В то же время все элементы декора и надписи на стволах воспроизведены достаточно точно, что позволяет атрибутировать многие орудия. Рисунки, подобно фотографиям, запечатлели трофейный артиллерийский парк, доставшийся шведам. Альбом доносит до исследователей изображения тех орудий, которые не сохранились до наших дней.
В Древней Руси пушечно-литейное производство было широко распространено и отличалось высоким уровнем технологического процесса. И неудивительно – ведь процесс изготовления пушек является упрощенной копией производства колоколов. А наличие колокольных мастеров в Древней Руси летописи отмечают чуть ли не с Х в., так что кадры для создания пушек в то время имелись в достаточном количестве. Пушечно-литейное производство в Московской Руси возникло в последней четверти XIV столетия, и спустя небольшой промежуток времени большинство русских удельных княжеств (Московское, Тверское), а также Новгород, Псков и даже захолустный Галич имели свою довольно значительную артиллерию.
А теперь об орудиях по видам.
Осадочная артиллерия.
От периода царствования Федора Ивановича сохранилось больше всего образцов тяжелого артиллерийского вооружения: ни один период истории русской артиллерии вплоть до начала XVIII в. не может похвастаться таким количеством сохранившихся высокохудожественных орудий. Можно с уверенностью заявить, что производственная мощность Пушечного двора в конце XVI в. была достаточно большой: 1584 по 1592 гг., всего за 8 лет, известно несколько случаев отливки крупных орудий. Качеством и величиной русские пушки удивляли иностранцев. По их рассказам, в пушке свободно могло поместиться 2 человека, некоторые даже сами залезали в пушки и описывали свои впечатления.
Например, в воспоминаниях одного иностранного посла есть рассказ, как он, гуляя по рынку, видел, как в одной из пушек два мужика спокойно рубились в карты, а в другой - спокойно спал ее владелец. Да и сам посол в пушку залазил. Сказал, что даже место осталось. Так что возьмем на заметку в связи с нынешними ценами на жилье.
Артиллерия, созданная пушечными мастерами до Смуты, активно использовалась в войнах XVII в., а несколько стволов, в том числе тяжелые пищали «Лев» и «Медведь», еще обстреливали в 1700 г. Нарву. Немногие сохранившиеся поныне орудия являются подлинными украшениями старейших музеев страны.
Средняя и мелкокалиберная артиллерия.
Помимо производства тяжелой крупнокалиберной артиллерии сохранились сведения о массовом изготовлении «больших полуторных пищалей» (длиной в полтора десятка пядей — отсюда и название). По–видимому, мастера лили орудия партиями сразу по несколько штук. Например, в описи Пскова упоминаются несколько одинаковых орудий мастера Русина Евсеева, отлитых в 1590 г. Несмотря на отдельные упоминания полуторных пищалей 1586–1594 гг. в источниках XVII–XVIII вв., можно констатировать, что в этот период отливались совершенно однотипные орудия, длина «полтора десятка пядей» или около 4 аршин, различающиеся между собой наличием или отсутствием украшений, пространных надписей и т. д. Судя по рисункам Я. Фелотта, на полуторных пищалях 1590-х гг. либо вообще отсутствовал орнамент, либо присутствовали только три декоративных пояска с травами и цветами. Надписи у всех пищалей располагались на казенной части ствола.
В источниках отсутствуют данные о производстве «семипядных» и «девятипядных» орудий, известных во времена Ивана Грозного, хотя есть данные о снабжении ими городов в 1590–1592 гг. По–видимому, к концу XVI в. произошел окончательный переход к литью полуторных пищалей, производство которых продолжалось до 1648 г. Изготовление других типов пищалей («скорострельных», «полковых», «затинных», «волконеек») продолжалось и в первой половине XVII в.
Ко времени вступления Бориса Годунова на царство в 1598 г. в литейной мастерской, согласно списку служилых людей пушкарского чина (сохранился в копии академика И. Х. Гамеля), работали три пушечных мастера (А. Чохов, С. Дубинин, Р. Евсеев; оклады от 30 до 15 руб.) и 13 учеников под присмотром «пушечного приказчика» Игнатия Трескина. Вообще Борис Годунов не жалел денег на военные нужды, несмотря на бедствия, пришедшиеся на его правление. Но ни одного упоминания о каком–либо крупном орудии в период царствования Бориса, а затем и его сына, не сохранилось, за исключением 4-х мелкокалиберных пищалей, две из которых хранились в 1695 г. на Пушечном дворе.
Производство артиллерии в 1602–1613 гг.
К большому сожалению, материалов по производству «огнестрельного наряда» в годы Смуты не сохранилось. Отрывочные упоминания о фактах отливки нескольких орудий не мог дать хоть сколь-нибудь полной картины военной промышленности начала XVII в. Можно лишь с уверенностью сказать, что производство артиллерии, несмотря на катастрофическое социально-экономическое и военно-политическое положение Российского государства в этот период, продолжалось.
Современники рассказывают, что Лжедмитрий I, утвердившийся на троне в июне 1605 г., любил «огненную потеху», приказывал «…строить крепостцы и брать их приступом и обстреливать из больших пушек, в чем принимал участие сам». в собрании Военно–исторического музея артиллерии, инженерных войск связи находится большая пушка 1605 г. Поверхность орудия украшена поясами с литым орнаментом, на дульной части надпись: «Божиею милостию повелением Дмитрия Ивановича всея великая России самодержца в первое лето государства его сделана бысть сия пушка в царствующем граде Москве в лето 7114 месяца сентября в 26 день, мастер Андрей Чохов». На казенной части: «А делал пушечной литец Проня Федоров».
Василий Шуйский тоже исключительное внимание уделял «огнестрельному наряду». Именно в его царствование М. Юрьевым и И. Фоминым была переведена вторая часть труда Фронспергера «Das Kriegsbuсh», большая часть которого посвящена артиллерийскому делу. Но приказных источников, освещающих производство артиллерии во время правления Василия Шуйского, не сохранилось.
О мелких орудиях сведений немного. Так, известна отлитая в 1608 г. «…пищаль медная русского литья, ядром 2 гривенки, длина 4 аршина без полутретья вершка, на ней подпись руским письмом: „Лета семь тысяч шестьнадесят“, делал Григорей Наумов, весу 27 пуд». Есть также данные о периферийном производстве небольших пищалей.
Производство тяжелой артиллерии.
В 1616 г. в построенном деревянном амбаре уже начались работы по отливке большой пищали «Ахиллес». Их возглавил знаменитый мастер Андрей Чохов. Подготовка к отливке «Ахиллеса» началась в конце лета 1616 г. Для отливки «Ахиллеса» было привлечено до полусотни человек. Всего за несколько месяцев орудие было готово. «Царь Ахиллес» имел калибр 23 фунта (152 мм), вес орудия составлял 250 пудов (3603 кг), а со станком и волоком — 626 пудов. В декоративной отделке ствола мы можем усмотреть характерный прием литейщика: дульная и средняя части ствола покрыты переплетающимися литыми стеблями с цветками — подобная орнаментика присутствует на чоховских «волках» 1577, 1579 и 1627 гг. Ближе к дульному срезу справа расположено литое изображение сидящего на троне «царя Ахиллеса». Запал расположен в квадратной раковине с крышкой.
О периферийном производстве осадных орудий в это время сведений нет.
Под 1627 годом в материалах приказа отмечены новые успехи: под руководством престарелого А. Чохова на Пушечном дворе отливаются проломные пищали «Кречет» и «Волк». В 1633 г. орудия в составе «осадного наряда» были перевезены под осажденный Смоленск. После капитуляции армии М. Б. Шеина артиллерия попала в руки поляков. Пищали «Волк» и «Кречет» упоминаются среди трофейных орудий варшавского арсенала 1649 г. Позже первое орудие было перевезено в Эльбинг, где и находилось до взятия города шведами в 1703 г. (переплавлено в 1730-х гг.). О том, как выглядела пищаль, дает представление рисунок Я. Фелотта 1706 г.
В 1630-е гг. отмечается усиленное производство орудий в связи с крупными потерями в Смоленской войне. Однако производство в 1634–1636 гг. тяжелых орудий калибром в 35–16 фунтов не могло восполнить потерь, понесенных под Смоленском. В связи с недостатком специалистов по литью тяжелых орудий, основное внимание в 1630–1640-х гг. было сосредоточено на производстве «полкового наряда». Проблему восполнения тяжелой артиллерии решили самым кардинальным способом, уже опробованным до 1632 г., а именно — заказами орудий в Голландии.
«Голанки» — голландские орудия.
Декор на «галанках» 1631–1636 гг. («ездец», «голгофа», «орлы») был сделан по требованию заказчика, т. е. российской стороны. Таким образом, в большинстве случаев орудия не покупались уже готовыми в Голландии, а заказывались по согласованным чертежам. Впоследствии на базе тяжелой голландской артиллерии была сформирована уникальная артиллерийская часть в составе «Большого государева наряда» — «большой голландский наряд».
Пищали полковые «русково литья».
Орудия «русково литья» на Пушечном дворе отливали в течение 1620–1640-х гг. Сравнение описей артиллерии с промышленной документацией Пушечного двора дает представление не только о масштабах литья, но и о размерах пищалей «руссково литья»: пушки имели относительно короткий ствол и малый вес, благодаря чему их можно было бы использовать в полевых боях. Характерна еще одна особенность: большинство пищалей обладают схожими украшениями, в которых присутствуют изображения православных крестов и «голгофы». «Голгофа» представляла собой «крест с подножием, копие с тростью», т. е. символическое изображение места, где умер Христос. К началу 1630-х гг. производство этих пищалей постепенно вытесняется полковыми пушками шведского образца, а к 1640 они окончательно уступили место разработанным в недрах Пушечного двора 2, 3, 4-фунтовым орудиям новых конструкций.
Полковая артиллерия шведского образца в 1630–1634 гг.
Россия времен Михаила Федоровича являлась одной из немногих стран, которые пристально следили за развитием шведской артиллерии. К тому же период 1620–1630-х гг. — это время тесного военно–политического сотрудничества России и Швеции.
Вслед за Швецией Россия с 1630 г. начала производить кожаные пушки. Их технология такая: состояли из тонкостенного медного ствола с торелью; ствол скреплялся несколькими железными обручами, а затем обвивался просмоленной веревкой и сверху обшивался кожей, пропитанной дегтем; снаружи надевался железный обруч с двумя цапфами. Кожаная пушка весила всего 3–4 пуда и легко перевозилась на лафете одной лошадью. Но стрелять такое «чудо-оружие» могло только картечью; к тому же из–за плохой теплопроводимости веревок ствол перегревался и мог разорваться.
В 1629 году на смену кожаным пушкам пришли знаменитые шведские полковые орудия — «regementsstycke», ставшие основным оружием шведской армии в Тридцатилетней войне. В обмен на поставки дешевого хлеба Швеция поделилась с Россией образцами и этого нового оружия. Полковая пушка «немецково образца» представляла собой короткоствольное бронзовое орудие. Новое орудие отличалось хорошей маневренностью (пара солдат могли легко перемещать перед строем лафет со стволом и осыпать противника ядрами и картечью) и скорострельностью. К сожалению, не сохранилось до наших дней ни одной полковой пушки 1630-х гг. Новые короткие пищали составляли артиллерию полков «иноземного строя».