Экологическая проблема или серьёзная потенциальная опасность скважин , имеющих дефекты в конструкции заключается в том, что при их эксплуатации или из-за длительного простоя происходят необратимые процессы разрушения цементных мостов, коррозии обсадных колонн и устьевого оборудования. В результате чего возникают потери внутрискважинной и межколонной герметичности и, как следствие, возникновение различных нежелательных событий. На этой основе возможны появления открытых газонефтяных фонтанов, грифонов, разливов нефти и пожаров, засоление почв и водоносных горизонтов пресных вод от скважин с высоко минерализованной водой.
Чуть подробнее:
1. Загрязнение водоносных горизонтов.
Загрязнения позникают из-за негерметичности стволов скважин. В обсаженных колоннами скважинах наиболее часто проявляются заколонные перетоки жидкости, обусловленные низким качеством цементирования обсадных колонн, нарушением цементного камня при освоении и эксплуатации скважин или низким качеством самих обсадных колонн, обусловленным не герметичностью резьбовых соединений или коррозией металла в старых скважинах. Кроме того, обычно на нефтяных промыслах имеются ликвидированные скважины как обсаженные колоннами, так и с открытым стволом, которые также могут играть роль каналов связи между пластами. В целом вероятность существования всех этих искусственных путей для межпластовых перетоков увеличивается с ростом фонда скважин, особенно при кустовом наклонно-направленном бурении и по мере старения промысла.
Скорее всего, увядание реликтового Бузулукского бора (Оренбургская область) связано с загрязнением области питания, происходящим от расположенных в на его территории нефтяных скважин, пробуренных в начале 50 годов прошлого века. На территории бора 162 нефтяные скважины, 102 из которых ликвидированы, 60 — законсервированы (сроки переконсервации давно прошли).
Не лишним будет сказать, что восстановление качества водоносных горизонтов возможно лишь за геологическое время – сотни тысяч лет…
2. Межпластовые перетоки.
Межпластовые перетоки нефти и газа происходят не только по естественным каналам связи, но в значительной степени и по искусственным путям, основным из которых служит неплотно зацементированное заколонное пространство скважин. Перетоки в водоносные пласты делают непригодными к использованию питьевые водоносные горизонты и загрязняют зону питания растений, убивая их.. Кроме того, при межпластовых перетоках подземных вод изменяется их гидродинамический и гидрохимический режим, возможны засолонение и заболачивание почв.
При закачке промышленных стоков или захоронении опасных жидких отходов в отработанные нефтяные или газовые пласты имеется реальная опасность распространения загрязнений через перетоки на большую площадь и выход их на поверхность с понятными экологическими последствиями.
3. Формирование техногенных залежей и, как следствие, грифонообразование.
Это происходит при попадании высоконапорного газа в вышележащие, считавшиеся «пустыми» пласты. И это не теоретическая возможность.
1. На нефтегазовой скважине №464 "Троицкая", в Крымском районе Краснодарского края в ночь на 14 сентября 2008 г. возник "грифон". Через некоторое время уже на скважине №1706 также образовалась воронка "грифона". Немного позже, 1.03.2011 г. из-за нарушения целостности эксплуатационной колонны скважины на глубине 365-368 м образовался грифон (периодический выброс, состоящий из песка, газа, воды, грязи) высотой около 5 м.
2. На Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении 7 мая 1987 г. на скважине № 427 при бурении, неожиданно произошёл мощный выброс газоводяной смеси, на ликвидацию которого ушло 5 дней, а уже 16 мая в 1000-1200 м к северо-востоку от устья аварийной скважины появился крупный грифон, в котором воспламенился газ. Надо сказать, что эту техногенную газовую залеж разряжали в течение многих лет.
В приведённых примерах грифоны возникали на действующих месторождениях. Однако грифонообразование возможно и в районе ликвидированных скважин, где отсутствуют технические возможности для их ликвидации.
А ликвидированные скважины представляют собой большую проблему, о которой я расскажу завтра.