Снимает не камера. Снимает не фотограф. Снимает прежде всего объектив. Это значит - игра в пленочную фотографию не стоит свеч, если вы не понимаете, что и в каком стиле должна "рисовать" ваша оптика.
Возьмем репортерскую 35-мм зеркалку типа Canon EOS 1n (кстати, сейчас это не так дорого). С фирменным репортерским же зумом (или, тем более, с любительским) на хорошей пленке она выдаст... нечто очень похожее на цифровую зеркалку. Чуть похуже, чем современный полнокадр, чуть получше, чем младшие модели нынешних зеркалок с тем же объективом. То же самое с мыльницами: продвинутая модель конца 90х с зумом даст примерно такую же картинку, как нынешняя цифровая мыльница или телефон.
Того ли нам надо? Если нет - нужно поискать что-то поинтереснее. К счастью, оно (если у вас уже есть пленочная камера) обычно под руками.
1. Штатная оптика
Любительские фотоаппараты пленочной эры всегда продавались с объективом. До 90х годов это практически всегда был классический "фикс" с фокусным расстоянием, которое принято называть штатным. Около 50 мм для 35-мм полнокадра (35 для полукадра 18*24), 75-90 для широкой пленки. По нынешним меркам, этот объектив творческий, с художественным рисунком. И светосильный. Все это в сравнении с сложными современными зумами и телефонами, где рисунок или "спрятан" за обилием линз, или просто отсутствует из-за крохотного формата. Короче говоря, и жестковстроенный, и просто имеющийся в комплекте штатный "фикс" почти наверняка вас порадует.
Гелиос-44М 2/58, штатный объектив камеры Зенит-ЕМ. Естественное освещение, на зеркалке Canon, f/2
2. Сменные "фиксы".
Сначала выясните, какой тип крепления оптики у вашего аппарата. И ищите на интернет-площадках типа Ebay и Авито по типу байонета или резьбы. Например: "м42". Или "для Nikon".
(Внимание! Гуглить тип крепления надо тщательно. Например, старые неавтофокусные камеры Canon имеют свой байонет FD, а современные (с конца 80х и до наших дней) другой - EF. То же с Minolta. Совместимыми остались лишь Nikon (с 59 года и по сей день, но с ограничениями) и Pentax. А резьба м39, например, применялась и на дальномерных фотоаппаратах (Leica, ФЭД, Зоркий), и на первых зеркалках Зенит. Но дальномерные и зеркальные объективы м39 несовместимы!!)
3. Монокли.
Картинка с монокля конструкции Г. Колосова, слайдовая пленка, Ростов
Такой объектив - любимая игрушка фотографов-пикториалистов (в центре кадра - резко, но с бликами, по краям живописное размытие). Его можно сделать самому (если у вас завалялся ненужный объектив Гелиос-44 или -81Н), можно купить по случаю (например, от Lensbaby). Посмотрите на снимки других, по возможности, попробуйте. Не советую покупать его как единственный объектив: этот спецэффект способен здорово надоесть.