Холод. Туман. Замерзающие даже в перчатках пальцы. Спустя семь с лишним лет я снова вернулся на руины заброшенного Завода имени Масленникова в городе Куйбышеве.
У завода богатая история. Второй Трубочный Завод, а именно так изначально назывался «ЗиМ» заложили по указу царя Николая 2. Строили его лучшие европейские специалисты: земляные работы делали французы, мастерские оснащали итальянцы, а здание строили немцы.
До революции, как и в Советском Союзе территория была особо охраняемой. Сплошной забор и строгий пропускной режим. Сегодня сотни жителей Самары объезжают пробки через заводские руины.
Из-за поворота с жутким грохотом и лязгом выныривает машина. Выехав на асфальт груженный металлоломом автомобиль ускоряется, и я едва успеваю сделать кадр. Секунда и автомобиль скрывается в тумане…
Завод закрылся в 2006 году. Тринадцать лет растаскивают завод, а растащить не могут. Это всё, что нужно знать о масштабах предприятия.
Завод уже единожды уже закрывался. Спустя год после революции 1917 года завод, как впрочем и сама Самара оказываются в руках Мятежного Чехословацкого корпуса. Возобновит завод работу только в 1923 году...
В годы Великой Отечественной Войны на заводе изготавливали снаряды для реактивных систем залпового огня Катюша и другие изделия для нужд фронта.
За доблестный труд в условиях военного времени завод был награждён орденом Трудового Красного знамени. Ещё одну престижную награду — орден Октябрьской революции завод получил на свой юбилей в 1971 году.
Что же выпускали на заводе «Зим»?
Завод оборонный и основной продукцией завода были взрыватели для артиллерийских снарядов, но выпускалась также и гражданская продукция. Поэтому, нельзя судить о «ЗиМ» как о исключительно военном заводе не актуальным в мирное время.
В 1937 году на заводе выпускается первая партия наручных часов, выпуск которых продолжается до фактической остановки производства в 2002 году.
В 1959 году на производстве осваивается выпуск электронных приборов различного назначения и в тот же запускаются станкостроительные линии и цех по производству затворов для фотоаппаратов.
В «семидесятые» налажен выпуск медицинской техники и электрических пультов, а в «восьмидесятые» электродвигателей и швейных машин.
Из туманной дымки проступают очертания ещё одного цеха…
Заглянем внутрь. Это заброшенное здание — 23 цех. Здание в стиле конструктивизма 1936 года постройки наполовину снесено, но всё ещё выглядит величественно. Именно в этом цехе собирали знаменитые часы «Победа» выпуск которых в лучшие годы переваливал за 2 миллиона штук.
Там где раньше располагались сборочные цеха и сидели красавицы-работницы, теперь сквозь выбитые стёкла гуляет ветер.
Так выглядел 23 цех во времена Советского Союза.
Самые грустные страницы истории завода начались после развала СССР. Предприятие рушилось, но рушилось не сразу.
1 этап: первое банкротство предприятия в ходе которого он избавляется от всех непрофильных активов (дворцы культуры, стадионы, кинотеатры), но рассчитывается с долгами и остаётся на плаву.
2 этап: к 1998 году завод опять накопил долгов (преимущественно за свет, газ и воду) и попал под арбитражное руководство.
3 этап: долги завода приближались к миллиарду рублей и в 2005 году он попадает по конкурсное управление. В течении пары лет всё имущество завода реализуется, часть долгов выплачивается, а территория отдаётся под застройку.
Сейчас на месте завода пустырь и руины цехов. Когда я первый раз оказался здесь в 2012 году завод уже сносили, но здание и цехов было намного больше.
Кажется, что изменилось немногое, но на самом деле за эти семь лет из завода вытащили практически весь металл и из почти десятка бомбоубежищ завода более менее целым осталось только одно.
Пост информационно-исторический. От оценочных суждений воздержусь. Единственное, что мне непонятно — если завод сносили под застройку, то почему спустя столько лет здесь все ещё пустырь?
Специальный проект NordSkif & Co — #реквиемпозаводу (подробно рассказываем о судьбе закрывшихся советских предприятий