21 декабря 2019 года на #заводе "Судостроительная фирма "Алмаз" в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду пограничного сторожевого корабля (ПСКР) второго ранга проекта 22460 (шифр "Охотник"). Корабль с бортовым номером 511 получил наименование "Расул Гамзатов".
Это уже 14-й ПСКР в серии проекта 22460, строящейся с 2007 года, и 11-й корабль создаваемый на "Алмазе" (три #корабля данного проекта были построены на "Восточной верфи" в 2012-2018 годах).
По некоторым данным, строительство серии не будет продолжено, и "Расул Гамзатов" станет последним кораблём проекта 22460, построенным по заказу Пограничной службы ФСБ РФ. В любом случае, столь массовая для современного российского кораблестроения серия заслуживает изучения.
Разработчиком проекта 22460 является "Северное ПКБ". Корабль предназначен для несения пограничной службы, патрулирования 12-мильной пограничной зоны, охраны кораблей и судов на морских переходах, а также военно-морских баз и водных районов.
Также ПСКР "Охотник" может применяться для борьбы с пиратством и контрабандой, поиска пострадавших в результате морских инцидентов, экологического мониторинга.
Стандартное водоизмещение корабля проекта 22460 составляет 630 т, длина – 62,5 м, ширина – 12 м, экипаж – 24 человека. Дальность плавания достигает 3500 миль, автономность – 60 суток, скорость полного хода – 30 узлов. В качестве главных двигателей используются немецкие дизельные #двигатели MTU.
Вооружение корабля включает в себя одну 30-мм артиллерийскую установку АК-306 и два 12,7-мм пулемёта "Корд". В кормовой части ПСКР расположена взлётно-посадочная площадка для лёгкого вертолёта Ка-226. Также может использоваться беспилотный летательный аппарат вертолётной схемы. Помимо этого, на корабле предусмотрено размещение быстроходных надувных катеров.
По информации проектировщиков, одной из важных особенностей проекта 22460 стала высокая степень автоматизации. Интегрированная система позволяет сократить численность личного состава.
Несмотря на падающую заинтересованность со стороны отечественного заказчика, проект "Охотник" активно предлагается на экспорт под шифром 22460Э. Разработчики особо подчёркивают, что такие корабли могут работать в различных регионах мира, включая экваториальные воды и районы с тонким и битым льдом. По данным проектировщиков, конструкция корпуса выдерживает столкновение с судном-нарушителем.
Что касается результатов экспортной деятельности, то пока что известно, что проект 22460Э активно предлагается потенциальным заказчикам на выставках. Так, несколько лет назад ОСК представляла этот проект на выставке в Малайзии, а "Рособоронэкспорт" показывал его во Франции и в Индии. О заключении экспортных контрактов пока ничего не сообщается.