Сам Данте Габриэль Россетти называл одной из лучших своих картин небольшое, нарисованное пастелью полотно - "Сирена Лигейя". Из-за изогнутых на античный манер кораблей на заднем плане картины ее обычно ассоциируют с "Одиссеей" Гомера, считая иллюстрацией к этому произведению. Но это не так. Несмотря на то, что имя Лигейя упомянуто в некоторых античных мифах, там оно относится к одной из нереид, правда тоже весьма сладкоголосой - отсюда и имя, которое переводится с греческого как "чистый голос".
Увлеченный образом роковой красоты и вдохновленный Улиссом и рядом других сказаний, Данте Габриэль Россетти написал в свое время свою историю о роковой любви. Она называлась "Гибель сирен". Ее-то героиней и была сирена Лигейя. Она жила вместе со своими сестрами Тельсионой и Тельсиопой на отдаленном морском острове – Скале Сирен. Скала эта была в бурю единственным пристанищем для моряков, но на острове их ждало отнюдь не спасение. Коварные сирены завлекали своими песнями моряков к скалам и сбрасывали их в море.
Мимо этого остров и плыл как-то корабль с молодым принцем. Принц женился на принцессе и направлялся с молодой женой и новорожденным сыном к родным берегам. По дороге новобрачные повстречали отшельника, который и рассказал принцу об опасной скале и предложил выбрать другой путь. Но принц спешил домой, был влюблен в свою жену и сказал, что песни сирен ему не страшны.
Естественно принц был наказан за самонадеянность. Он пристал в бурю к острову, на котором и встретил трех певчих сестер, каждая из которых принялась заманивать его своим пением. Старшая пела о богатстве, но оно принцу было не нужно, средняя - о славе, которая тоже не соблазнила принца, а вот младшая Лигейя пела о любви. На ее-то зов принц и откликнулся. Он погибает, а, вслед за ним, бросается в волны и его жена. Их маленького сына берет на воспитание отшельник, тот самый, который и предостерегал принца об опасности Скалы Сирен.
Разумеется выросший принц возвращается на остров и Лигейя влюбляется в него. В этом и есть гибель сирен - если одна из них полюбит смертного, то чары их исчезнут и они больше не смогут губить смертных. Увидев, как ее возлюбленный уплывает со своей невестой на корабле, Лигейя бросается в породившее ее море.
"Гибель сирен" не была дописана и дошла до нас только в отрывочном либретто из письма Россетти к его брату. Но даже этот небольшой отрывок демонстрирует нам жажду знаменитого художника быть "зачарованным" - испытать на себе силу рока и непреодолимого влечения. За этим призраком губительных чар Россетти гнался всю жизнь, пытаясь запечатлеть его на своих картинах.
Поддержите блог.
Даже небольшая сумма поможет нам стать лучше.