Найти в Дзене
История и истории

Как в Древнем Риме императоров превращали в богов

Оглавление

Загадка древнего ритуала

Когда умирал римский император, наступал апофеоз. Именно так называлась сложная, длительная и немного странная процедура похорон августейшей особы, которую в деталях описал историк Геродиан. Точнее, апофеозом были даже не похороны, а ритуал причисления умершего к сонму богов. Обожествление было обязательным условием, если скончавшийся:

- во-первых, имел наследников мужского пола;

- во-вторых, не запятнал себя при жизни какой-нибудь кровавой мерзостью (что, впрочем, в Древнем Риме случалось довольно часто) - то есть умер к большой скорби, а не к радости римского народа.

Таким претендентом на обожествление стал в 211 году император Септимий Север. Этот человек хоть и не отличался ангельским нравом, а временами даже наоборот, но, по мнению современников, вполне заслужил попасть в теплую компанию к Юпитеру и Марсу.

Доменикино. Похороны римского императора.
Доменикино. Похороны римского императора.

Начиналось прощание с августом традиционно: тело умершего предавали земле. В случае с Септимием Севером земле предали сосуд с его прахом, который был доставлен из Британии, где скончался император после многолетней войны с местными кельтами. Однако то, что при обычных похоронах является финальным этапом, в случае с императором было только началом. Потому что самое интересное шло дальше.

"...Потом лепят из воска изображение покойного, совершенно с ним схожее, и выставляют его при входе во дворец на огромном и высоко поднятом ложе из слоновой кости, устланном покрывалами с золотым шитьем, - пишет Геродиан. - Восковая фигура лежит на виду у всех, бледная, как больной".

К дворцу, точнее, к восковой скульптуре императора стекаются лучшие люди Рима, при взгляде на которых даже и не скажешь, что это лучшие люди. Какие-то скорбящие скромники!

"По обеим сторонам ложа большую часть дня сидят: слева - весь сенат в черном, а справа - все те женщины, которые пользуются особым уважением благодаря заслугам их мужей и отцов, - продолжает римский историк. - На них нет золотых украшений и ожерелий; одетые в простые белые одежды, они имеют вид скорбящих".
Джованни ди Стефано Ланфранко. Похороны римского императора.
Джованни ди Стефано Ланфранко. Похороны римского императора.

Фигура из воска - это не просто так. В числе прочего она должна символизировать то, что император сильно болен и лучшие эскулапы не могут справится с хворью. Агония несчастного августа длится неделю и идет по нарастающей.

"Это длится семь дней; приходят врачи, каждый раз приближаются к ложу, будто бы осматривают больного, и каждый раз говорят, что ему все хуже".

И вот выясняется, что борьба за жизнь окончена - император больше не с нами. Однако на самом-то деле нет повода для расстройства - Септимия Севера ждет куда более достойная жизнь. Благородные римляне поднимают ложе с восковым "трупом" августа и несут его по Священной дороге на старый форум - крайне важное место в Риме, где должностные лица испокон веков слагают с себя полномочия. Здесь, на форуме, - новые, но столь же безутешные компании плакальщиков.

"По обеим сторонам ложа устроены помосты, располагающиеся уступами, - нечто вроде лестниц. И вот по одну сторону становится хор детей из самых благородных патрицианских семейств, а напротив них — хор из тех женщин, чье достоинство признается всеми; оба хора поют посвященные умершему гимны и пеаны, звучание которых скорбно и величаво".

Некоторое время восковой август находится на старом форуме, после чего его перемещают в другое место - на Марсово поле, где обычно проходят народные собрания и разного рода спортивные состязания. Но сейчас здесь не до спорта. На Марсовом поле к этому моменту уже готова величественная пирамида, похожая на одно из семи чудес света - Александрийский маяк.

"В самом широком месте, уже стоит своеобразное строение: четырехугольное, с равными сторонами, состоящее исключительно из скрепленных между собою огромных бревен - что-то вроде дома, - описывает сооружение Геродиан. - Внутри оно все заполнено хворостом, а снаружи украшено расшитыми золотом коврами, статуями из слоновой кости и разнообразными картинами. На первом, нижнем строении стоит второе, такой же формы и с такими же украшениями, только меньше первого; воротца и дверцы, сделанные в нем, распахнуты. Дальше идут третье и четвертое, каждое меньше расположенного под ним, и все это заканчивается последним, которое меньше всех других".

Ложе с императором помещают на второе снизу строение, после чего основание пирамиды буквально засыпают цветами и различными пахучими растениями, причем привозят их в Рим из разных провинций - из Африки, Греции Египта, Испании... Это должно продемонстрировать любовь к августу жителей всех уголков необъятной Римской империи (интересно, как они успевали все это доставить в Рим за отсутствием авиационного и даже железнодорожного сообщения?).

Апофеоз!
Апофеоз!

Когда с травами и благовониями все в порядке и Марсово поле заполняет головокружительный аромат, начинается парад, переходящий в костюмированное представление:

"Когда вырастет целая гора из благовоний и вся окрестность наполнится ароматом, начинается конный парад перед погребальным строением, причем конница объезжает его на рысях... Точно так же происходит объезд колесницами, на которых стоят одетые в тоги с пурпурной каймой и в масках, изображающих прославленных римских полководцев и государей".

А уже после этого - сам апофеоз. Причем заканчивается церемония по-истине божественно.

"Когда совершено и это, преемник императора (в случае с Септимеем Севером - его старший сын Септимий Бассиан Каракалла - Авт.), взяв факел, подносит его к зданию, и другие тоже со всех сторон подходят с огнем. Все это очень быстро загорается... Из последнего, самого небольшого строеньица, как бы преодолев преграды, вылетает орел, чтобы вместе с огнем унестись в небесный эфир. Римляне веруют, что он уносит на небеса душу императора, которого с этих пор они почитают наравне с другими богами".

Сложно, долго, пафосно, но ведь чертовски красиво! Согласитесь.

Источник: Геродиан. История императоров от Марка.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Подпалил Рим ради любви к искусству. Ослепительные гнусности императора Нерона
Гелиогабал - трансвестит на троне Римской империи