Древние римляне любили истории про суровых полководцев древности, которые не жалели ни себя, ни подчинённых, ни даже своих близких в случае военной необходимости. Одним из таких римских героев стал патриций Тит Манлий Империоз Торкват, сын диктатора Луция Манлия Капитолина Империоза.
В юности Тит Манлий из-за замедленного развития умственных способностей и речи был отправлен отцом в деревню. Политический противник Луция, народный трибун Марк Помпоний, выдвинул против него обвинение, что тот держит своего сына Тита, безупречного юношу, в деревне, среди рабов, как нищего и изгнанника, только потому, что этот бедный молодой человек не веселого нрава и не боек на язык. Римляне пришли от речей Марка Помпония в ужас, а юный Тит Манлий — в ярость. Он решил, что его отца оклеветали и тайком вернулся в город, чтобы отомстить.
Тит подошёл к дому Помпония и велел доложить о себе хозяину дома. Поскольку было раннее утро, Марк Помпоний ещё находился в постели. Он велел тотчас привести к нему Тита, надеясь, что тот принёс с собой какие-то сведения, которые можно будет использовать в обвинениях против его отца. Ему и в голову не приходило, что юноша ослушался воли своего родителя и вернулся в Рим вовсе не для мести отцу. Увидев Тита, Помпоний отправил всех домашних восвояси, чтобы наедине выслушать компромат на Луция. Но Тит выхватил кинжал и пригрозил заколоть Помпония, если тот не даст клятву, что никогда больше не выдвинет в народном собрании обвинения против его отца. Помпоний поклялся, после чего публично заявил, что решительный поступок молодого Манлия заставил его пересмотреть своё мнение о Луции и его сыне Тите. Народу же преданность Тита Манлия отцу настолько понравилась, что все обвинения против Луция были сняты, а самого Тита вскоре избрали военным трибуном.
Через год случилась война с галлами. Армии сторон разделял Аниенский мост. Никто не решался первым перейти через него, опасаясь нападения в тот момент, когда часть войск окажется на вражеском берегу и без поддержки основных сил будет уязвимой. Но на самом мосту постоянно происходили стычки между группами воинов. Как-то раз на мост вышел огромный галл, крикнувший римлянам: «Кто у вас там храбрее всех, выходи на поединок со мной! Пусть исход его покажет, какой народ искуснее в битве!» Тит Манлий подошёл к командующему римскими войсками Титу Квинкцию Пенне и попросил у него разрешение преподать урок наглому врагу. Получив согласие командира, он вышел на поединок и убил галла, после чего снял с него окровавленный торквес (галльское шейное украшение) и надел на себя. За это он получил почётное прозвище «Торкват», а восхищённый его мужеством Тит Квинкций наградил его золотым венком.
Через двадцать лет разразилась война римлян с их бывшими союзниками латинами. Древнеримский историк Тит Ливий пишет, что перед битвой командовавшими войсками консулам Титу Манлию и Публию Децию Мусу приснился одинаковый сон. Победить в бою должна та сторона, чей командир погибнет в бою. Консулы решили возглавить во время битвы войска на флангах. Чей фланг первым начнёт отступать, тот первым пожертвует собой ради общей победы. Когда левый фланг, которым командовал Деций, отступил, сам Деций надел ритуальную пурпурную тогу и бросился в самую гущу боя, где и погиб. В этот момент Тит Манлий ввёл в сражение свежие силы, прорвал строй латинов и выиграл сражение.
Но перед битвой произошло ещё одно событие. Сын Тита Манлия, возглавлявший конный отряд, наткнулся на вражеский передовой дозор. Нарушив категорический запрет своего отца и командира, он вступил в поединок с главой отряда латинов Гемином Месцием. Как и сам Тит Манлий в поединке с галлом на мосту, его сын и тёзка Тит Манлий Торкват оказался победителем, повергнув своего противника копьём в конной стычке. Он снял доспехи с врага и принёс их в римский лагерь, где был встречен восторженными криками товарищей. Но суровый отец отнёсся к его подвигу совсем иначе. За нарушение приказа командира, юный Тит Манлий был привязан к столбу и обезглавлен.
Это решение Тита Манлия-старшего произвело сильное впечатление на его соотечественников. Когда римская армия с победой вернулась домой, её встречали только старики. Вся молодёжь проклинала жестокого полководца и не хотела иметь с ним никаких дел. Опечаленный, Тит Манлий сложил с себя консульские полномочия и остаток жизни провёл как частное лицо. Но потомки тех самых римлян, что отвернулись от Тита Манлия, славили его как безупречного военачальника, пожертвовавшего собственным сыном ради укрепления воинской дисциплины.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев