Бердыш - это, пожалуй, самый узнаваемый атрибут русских стрельцов. Заметьте, не пищаль (что было бы логично), а именно это жуткого вида оружие ближнего боя. С одной стороны, это справедливо: вещь, действительно, запоминающаяся и одним своим видом вызывающая уважение. Но, с другой, применение стрелковой пехотой столь тяжелого и мощного оружия - это весьма редкое явление в мировой истории. В рамках этой статьи я разберу особенности этого оружия, а в дальнейшем мы поговорим о причинах использования бердышей в стрелецком войске.
Конструктивно, бердыш - это ОЧЕНЬ большая секира на длинном и толстом древке. Двуручные топоры были широко распространены в Европе в период раннего средневековья, но с развитием тяжелой кавалерии от них абсолютно обоснованно отказались. На Руси же двуручные топоры вообще не использовали, поскольку это - оружие тяжелой пехоты, а ее у нас вообще не было как класса. Ополченец с двуручным топором же - не способный принести пользы в бою смертник, особенно - в схватке с конными лучниками. Появляется подобное оружие в первой половине XV века, но по настоящему массовым становится лишь в XVI веке вместе с первым на Руси регулярным войском - стрельцами.
Считается, что бердыш был заимствован из польско-венгерского комплекса вооружения, об этом говорит само его название (от польского bardysz, berdysz). Согласно альтернативной версии, бердыш есть продукт русского оружейного дела и является одним из многочисленных вариантов развития боевых топоров на Руси.
"Боевую" часть бердыша называли полотном. Лезвие бердыша, в целом, повторяло форму широколезвийной секиры, но значительно превосходило ее (секиру) размерами (от "скромных" 20 см до внушительных 60-80). Верхняя часть лезвия оканчивалась острием, пригодным для нанесения колющих ударов, а нижняя - "косицей". По аналогии с любым другим топором, край, противоположный лезвию (тупие) переходил в обух, за счет которого лезвие бердыша и крепили к длинному (в среднем 140-150 см) и толстому древку. Другим элементом крепления боевой части к древку была та самая косица: ее прибивали несколькими гвоздями и обматывали все это сверху кожаным ремешком. На нижнем конце древка бердыша почти всегда имелся вток для втыкания (простите за тавтологию) оружия в землю при использовании его как подпорки для пищали. Также на древко бердыша практически всегда крепили два кольца для погонного ремня (вне боя стрельцы носили бердыши за спиной).
Подводя итог, можно с уверенностью говорить, что благодаря форме лезвия и своему весу (3кг и больше) бердыш прекрасно подходил для нанесения тяжелых рубящих/режущих ударов. Впрочем, эти же конструктивные особенности ограничивали применение бердыша как колющего оружия, а длина его древка была очевидно недостаточной для противодействия копейной коннице противника. С развитием на Руси полков иноземного строя в XVII веке, бердыш потерял свою актуальность на поле боя, но все так же применялся городской сторожевой охраной. Спасибо!