Внимательный читатель моего канала (если таковой найдется) уже встречал эти акварели. Но, признаюсь, до недавнего времени я ничего не знала об их авторе.
Амедео Прециози родился на острове Мальта в 1816-м году. Его отец, видный дипломат, видел сына юристом, но тот выбрал для себя призвание художника. После обучения живописи в École des Beaux-Arts Амедео вернулся на Мальту, но так и не нашёл себя там, поэтому в начале 40-х переехал в Стамбул, город, о котором он так много слышал от своих друзей-живописцев.
Первые рисунки города датированы 1842–м годом. До массового распространения фотографии было ещё далеко, так же не были в ходу и типографские открытки с видами города, потому Прециози зарабатывал тем, что рисовал пейзажи и сценки для путешественников. В 1858 году он решил опубликовать наиболее популярные работы в качестве литографий в мастерской Лемерсье в Париже. Хромолитографический альбом, названный Stamboul, воспоминания о Восточной жизни, переиздан в 1861 году как Stamboul, Souvenir d'Orient.
В своих мемуарах он отмечал, что изначально намеревался остаться здесь на два года, но так увлекся видами и чарующей атмосферой Стамбула, она притягивала его, как магнит, и он не замечал, как пролетают годы. С папкой с этюдами мышкой он бродил по стамбульским улицам, охваченный всевозрастающей любовью к городу и его жителям. Город отвечал взаимностью на любовь Прециози: его приветствовали повсюду - в крошечных магазинчиках на задворках улиц, в кофейнях, в хамамах (турецких банях) и в местах отправления религиозных обрядов. В своих полотнах он увековечил обыденные образы повседневной жизни: уличного торговца, танцующего медведя, женщину, наполняющую кувшин с водой у уличного фонтана. Через его глаза мы также видим голубые воды Босфора с лодками, павильонами и дворцами. Его картины хорошо продавались как среди местных, так и среди иностранных покупателей, которые развешивали их на стенах своих величественных домов и дворцов.
Прециози женился на стамбульской гречанке, у них было четверо детей. Сначала семья поселилась в престижном районе Пера, а затем они перебрались в тихую деревню Сан-Стефано (сегодня это район Ешилькёй, там находится бывший аэропорт имени Ататюрка ).
Прециози хорошо владел языками этого региона — греческим и турецким, а также основными европейскими языками — английским, французским, итальянским. Он работал переводчиком в британском (поскольку он был мальтийцем, у него был британский паспорт), а позже и греческом посольствах.
В 1866-1867 годах Прециози работал в Румынии по приглашению самого монарха. Нам мало что известно о его жизни по возвращении из этой командировки. Он продолжал свое искусство в Стамбуле, но по мере того, как фотография становилась все более распространенной, его акварели уже не приносили былой прибыли
24 сентября 1882 года в газете “Левант Геральд", издававшейся в Стамбуле, появилась следующая новость:
Позавчера Месье Прециози, акварелист и знаменитый художник нашего города, был на охоте в окрестностях Ешилькёя со своим слугой Проведя там некоторое время, он решил вернуться домой и передал винтовку своему слуге. Но ружье выскользнуло из его руки и упало на землю, а Месье Прециози был ранен последовавшим за падением выстрелом. Шрапнель попала художнику в ребра. Он тяжело ранен и находится в тяжелом состоянии.
Амедео Прециози так и не вышел из комы, в которую впал в тот день, когда была напечатана эта новость. Похоронен в Стамбуле на католическом кладбище в Ешилькёе.
Как это часто бывает, произведения были забыты на десятилетия. В Бухаресте его работы были вновь представлены публике в 1934 году, а в 1985 году некоторые из его работ были представлены на выставке в лондонском Музее Виктории и Альберта, а в 2003 Музеем Бухареста была организована большая выставка его работ.