Найти тему
Павел Манштейн

Как писать книги и рассказы? Рассказываю.

Какие правила важно, а точнее, даже необходимо соблюдать для того, чтобы написать рассказ или даже роман? Правила, на самом деле, одни и те же, но многие ими пренебрегают. Я являюсь главным редактором-составителем международного литературного сборника «Иллюзии Орфея» и поверьте, рассказов, которые можно назвать только эссе и то, достаточно кривым – видел я не мало…

И так, поехали:

Сюжет

Это как бы история, начало, середина, конец и, что важно, он должен быть логичный. А вот открытый, закрытый или ещё какой финал вы напишите – значения не имеет. Главное – логичность и, по возможности, все ниточки сюжета сплести в финале в один узелок. Можно и не все, это тогда даст такой интересный крючок для написания продолжения, хотя его можно написать и так… Ю Несбё это не останавливает в его длинной серии об инспекторе Харри Холе.

Кадр из фильма "Снеговик", снятого по роману Ю Несбё
Кадр из фильма "Снеговик", снятого по роману Ю Несбё

Последовательность

Нельзя взять и начать с самого разгара боевых действий, понимаете? К ним нужно подвести читателя, подготовить персонажей, подтасовать карты так сказать… Ну вот нельзя и всё. Но в этом правиле есть исключение – о нём позже.

Хорошая завязка

Начав читать ваш рассказ, или роман читатель сразу должен зацепиться за него… Ему должно стать интересно, а что же дальше там будет то? А вот тут приведу мой любимый пример, который к слову является исключением из правила «последовательность» - Чак Паланик – Бойцовский клуб свой вообще начал с конца. То есть мы как бы видим саму кульминацию, апогей, натянутую струну, которая вот-вот лопнет с громким треском, но тут бац… А началось то всё с того-то того-то… И тут мы знакомимся с главным героем и постепенно идём к тому, с чего началось, а точнее, закончилось.

На изображении Тайлер Дёрден.
На изображении Тайлер Дёрден.

Ключевой персонаж

Согласитесь, без интересного героя даже крутой сюжет меркнет? Хорошая история безусловна важна, но не менее важен персонаж, которому читатель будет сопереживать! Да вспомните всем известный Бойцовский клуб и Тайлера Дёрдена, Портрет Дориана Грея и самого этого Дориана, Молчание Ягнят и доктора Ганнибала Лектера… Много можно ещё привести примеров, но они уже не нужны, думаю и так понятно к чему я это. Так вот, главный герой должен быть интересным, не обязательно незаурядным, он может быть до безобразия обычным, но со своим внутренним миром и историей, которая делает его тем, кому сопереживаешь.

На счёт обычных таких обыденных героев… Очень важно рассказать история самого героя, не за раз, разумеется, но флэшбэками или вставками воспоминаний, эпизодами, которые смогут его раскрыть. Читатель сопереживает тому, кому верит, а верит он реалистично прописанному герою.

Изображение взято из "Яндекс Картинки"
Изображение взято из "Яндекс Картинки"

Экспозиция

Это вообще довольно важная составляющая, но к сюжету не всегда имеет отношение. Это события, мир, ситуации, которые происходят только для того, что мир, который вы описываете, был живым, будь то Москва, Нью-Йорк или Средиземье. Вообще пофиг.

Опять же, стоит понимать, что все части должны переплетаться – герою должен подходить сюжет также, как вам парадный галстук или вечернее платье, экспозиция должна подчёркивать сюжет, героя, его мир, она как, знаете ли, платформа, на которой всё разворачивается… Вообще сюда можно ещё многабукав написать об этом, но если я увижу интерес, то я обязательно напишу гораздо более развёрнуто и постараюсь охватить максимум тем, связанных с писательским ремеслом.

Удачи в начинаниях и продолжениях!