Найти тему

Октябрьская магистраль: одна ночь, четыре станции, четыре региона

Оглавление

Дорогие друзья, доброго вам настроения! Этим постом мы начинаем серию публикаций на тему Главного хода Октябрьской железной дороги и различных интересностей, окружающих нас.

Для чего это?

От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы почти 170 лет назад пролегла первая в России Железная дорога с утверждённой для всей территории Российской империи шириной колеи - 1524 мм.

О железной дороге знает, пожалуй, каждый. Но у любого человека она своя, со своими уникальными воспоминаниями. Да и знакомство происходило с ней при разных обстоятельствах. У кого-то в памяти навсегда засели моменты из детства, когда ещё ребёнком выходил на высокую насыпь и встречал проходящие поезда махая им руками, кто-то уже в зрелом возрасте полюбил неповторимый чай в звонких подстаканниках, кто-то же обязательно вспомнит сон под стук колес по дороге на работу или учёбу, дачную электричку вспомнят почти все, а романтики что-то добавят про тихий летний вечер на полустанке. Железная дорога тем и хороша, что наряду с технической составляющей памятна чем-то прекрасным и ценным лично каждому. Это неповторимый мир и то, что его окружает, мы стараемся увидеть, понять, оценить и преподнести здесь.

Такие моменты преследуют и меня с самого детства. Сначала совсем еще маленьким с родителями ходил к железной дороге посмотреть на поезда, школьником стал тайком бегать покататься на санках с высокой насыпи, а появившийся в нашей семье пёс на долгие годы приучил к прогулкам вдоль путей трижды в день. Ну а потом, став студентом, я впервые съездил из Москвы в Санкт-Петербург и обратно исключительно на электричках.

Сегодня в качестве «пробы пера» предлагаю небольшой, но огромный по расстоянию обзор о том как поживает железная дорога ночью. Нас ждут 4 региона, 4 станции и всего одна из многочисленных ночей, хотя и самая длинная в году.

Ночная жизнь Октябрьской магистрали

Однажды, мы разместили очередной пост с предупреждением о грядущих работах в группе «Ленинградское направление» ВК, из-за которых намечались массовые отмены электричек. Ожидаемо, что под ним собралось немало гневных комментариев. Авторов было много, стилистика была разной, но содержание в целом одно и то же - как надоели эти дневные отмены, XXI век на дворе, а железную дорогу как и раньше ремонтируют только при свете дня. Давно пора уже освоить ночной ремонт, когда электрички не ездят, чтобы не мешать пассажирам. Наши доводы, что именно ночью по железной дороге Санкт-Петербург — Москва проходит большая часть поездов, были отвергнуты как несостоятельные. Где-то в глубине души засвербило, закрались нотки сомнений - быть может поменялось чего и ночные пассажиры теперь пересели на скоростные дневные поезда? Хорошо бы это проверить! Так, на скорых поездах и обычных электричках ночью ездить уже приходилось. Может провести одну ночь от заката и до самого утра на одной из станций?

Так из этого и получилась шальная идея проехать всего за одну ночь из Москвы до Санкт-Петербурга, совершая фотосессии на крупных станциях каждого региона. Клин, Тверь, Малая Вишера и Любань - вот места, где нам удалось побывать и запечатлеть всего за одну ночь. Тем более, что поездку решили совершить в одну из самых длинных ночей в году. ночь, практически достигнув своего максимума этому способствовала.

Дата выезда подкралась незаметно. Весёлая компания собрана, билеты куплены, разрешения на фотосъёмку получены. В пятницу завершаю дела на работе пораньше, вечером времени остаётся немного. Как раз чтобы поужинать, собрать вещи и бегом вернуться на вокзал. На станцию прибегаю с небольшим запасом по времени, не особо надеюсь на удачу встретить какую-нибудь технику, но ещё издалека виден яркий свет буферных огней. Что же это могло быть? Опа, а в Клину на боковом пути стоит новинка Октябрьской жд, один из двух переданных в депо Ховрино электровозов на изучение.

Электровоз 2ЭС4К-070 на станции Клин
Электровоз 2ЭС4К-070 на станции Клин

Обновление подвижного состава в России обычно проходит с Востока на Запад, электровозы этой молодой (всего 8 лет регулярного производства) серии успешно поработали в Сибири и Туапсе (как раз с черноморских берегов к нам и попала эта машина), а теперь вот начали работу в депо Волховстрой. В Санкт-Петербурге они уже давно не редкость, а теперь вот понемногу расширяют полигоны работы. Планировалось, что на электровозы именно этой серии со временем заменят уходящие на порезку списываемые электровозы ВЛ10, однако с появлением на ОКТ серии 2ЭС6, я уже не буду столь категоричен.

На платформе встречаемся с Антоном, одним из попутчиков, согласившегося на такую авантюру. Новость про стоящий на соседнем пути Дончак его радует, и он тоже пытается сделать кадр, но вдалеке показывается прожектор нашей электрички на Тверь, следующего чекпоинта поездки. Не успели мы войти в вагон, как появляется контроль. Пока мы раздумывали где лучше перебежать от них как разъездной кассир с голливудской улыбкой предлагает оформить билет за символическую сумму. Переглянувшись с Антоном принимаем предложение и остальной путь проводим безмятежно. Вот и Тверь, здесь нам предстоит найти Женю, нашего третьего попутчика. Евгений обнаруживается в одном из залов ожидания, слегка подуставший от излишне принятого перед дорогой допинга, судя по исходящего амбре — высокооктанового. Выводим его на свежий воздух, а заодно рассматриваем - что в Твери есть интересного. А интересностей в Твери всегда много — в ту ночь станция была наполнена грузовыми электровозами.

Электровоз ВЛ10У-764 на станции Тверь
Электровоз ВЛ10У-764 на станции Тверь

А на экипировке стоят сразу два зелёных электровоза со звёздами - огромная редкость в наше время. Жаль, что до отстаивающихся вдалеке электричек времени дойти уже не остаётся уже объявили наш следующий поезд.

Электровозы ВЛ10-638 и ВЛ10У-708 на станции Тверь
Электровозы ВЛ10-638 и ВЛ10У-708 на станции Тверь

Нужный вагон, если исходить из его номера в билете будет либо в самом начале поезда, либо в самом конце. На всякий случай идём к гипотетической середине состава и не зря, в очередном объявлении говорится, что искомый вагон будет находиться в самом конце платформы. Приходится бежать.

Место мне досталось в самом начале вагона, почти возле туалета, но не критично, недельная усталость моментально наваливается глубоким сном.

Проспав, как показалось положенное время просыпаюсь. Вокруг темно, но судя по часам, мы вот-вот должны прибыть в Малую Вишеру... Ай, проводник, не иначе, как опять уснул? Нашёл Женю и Антона, растолкал их, а в ответ получил порцию ругательств от каждого из них, проводницы и растревоженных пассажиров. Неужели рано встал? И правда, присмотревшись в окно замечаю как проехали Боровёнку, значит есть ещё часок можно поспать. Но к хорошему быстро привыкаешь и спустя час уже товарищи будили меня. Организм ни в какую не желал просыпатьсяи я был готов доплатить за спокойствие и проспать хоть до самого Мурманска. Впрочем, у нас же цель! Выходим на низкую платформу, оглядываемся... А в Малой Вишере всегда есть что поснимать. Вы хотели этешек? Их есть в Малой Вишере! Листайте галерею!

Именно на 110-й машине нам и предстояло отправиться дальше. Но до отправления ещё долго, вагоны пока закрыты.

Прогулялись по платформам в поисках интересностей и у поста централизации обнаружили тепловоз. Пойдёт в коллекцию!

Тепловоз М62-1625, станция Малая Вишера
Тепловоз М62-1625, станция Малая Вишера

Стоило нам вернуться обратно на платформу, как были встречены доблестными бездельниками сторожами РЖД. Да, заблаговременно полученное разрешение на фотосъёмку оказалось весьма кстати, а других вопросов у охранников и не было.

Вагон заполнился не хуже ранней тверской электрички. Были и свободные места, но в каждом купе обязательно кто-нибудь, но сидел. После Большой Вишеры прошли разъездные кассиры. Кошмар, Новгородская область крайне недружелюбна к пассажирам. Тариф высокий, но не настолько же! Судите сами - в то время проезд от Клина до Твери стоил 162 рубля в «зелёной» электричке и 200 рублей требовали за проезд в «Ласточке». Здесь же у нас отжали по 250 рублей за аналогичное расстояние в обычном электропоезде. Как мы ни старались уговорить кассиров, про скидки типа частичной оплаты маршрута кассиры даже слышать не хотели. 

От Вишеры до Любани от Вишеры рукой подать и кассир с недоверием отнеслась к нашей просьбе продать билет не до Петербурга, а на полпути. Но после того, как автоинформатор объявил: «Померанье, следующая остановка Любань», мы собрали вещи и вышли на платформу.

Раньше мне казалось, что крупные вокзалы на Николаевской дороге однотипны, но Любань среди них стоит явным особняком. Тут и нестандартная лепнина на окнах, да и окна отличаются от установленных в других вокзалах. Всё выдаёт, что именно здесь находился штаб строительства железной дороги.

А пока мы осматривались и решали, в какую сторону двигаться дальше, объявили прибытие поезда из Торфяного на средний путь. Не успели мы поспорить, что же это будет - грузовой или местный сборный, как на боковом пути остановился фирменный скорый, один из символов дороги. Тогда он ещё полностью состоял из вагонов синего цвета - красота!

Электровоз ЭП2К-189 с фирменным поездом «Экспресс», станция Любань
Электровоз ЭП2К-189 с фирменным поездом «Экспресс», станция Любань

Любань является конечной остановкой для многих электричек, далее начинается Новгородская область, в которой масштабы пригородного движения значительно меньше. Сфотографировав скорый поезд, мы за электричками и направились.

Следует добавить, что подъезжая к Любани одну из электричек мы заметили у входных светофоров, в самом начале станции, поэтому сфотографировав стоящую у боковой платформы, направились в сторону остановочного пункта Померанье. Странно - прошли мы довольно много, но вдалеке не было видно даже габаритных огней электропоезда. И тут нас осенило - пока мы ходили кругами, электричка нас и объехала, спрятавшись за стоящим скорым. Поняв, что мы облажались, ничего не оставалось как вернуться к прежнему тупику.

Не найдя более ничего интересного, вышли посмотреть на сам город. Ну как город — привокзальную площадь и пару магазинов на ней. Цены в палатках оказались просто заоблачные. Собственно, на привокзальной площади вся цивилизация и заканчивается, вокруг виден только частный сектор. Зато около пешеходного моста обнаружился памятный камень в часть 500-летия Любани. Неожиданно... Но, всё таки в стремлении к симметрии, ошибся государь Николай I, с Любанью, да Бологое, Те же Чудово и Вышний Волочёк даже в наше время смотрятся куда выигрышнее.

На этом мы и закончим нашу ночную поездку по Октябрьской магистрали. Из Любани в тот день мы доехали до Чудово, откуда совершили пешую прогулку до станции Гряды, но об этом будет рассказано позднее, если тема окажется интересной.

Как всегда я рад вопросам, поэтому не стесняйтесь и пишите, пожалуйста!

Фотоматериалы: Павел Балабанов, если не указано иное.

А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание!