Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. За интересы Британии. «Бланко Энкалада»

Оглавление

monitor-huascar-и бланко энкалада
monitor-huascar-и бланко энкалада

В то время как Аргентина и Чили тратили гигантские для своих экономик средства на гонку военно-морских вооружений в конце 19 века, британские промышленники старательно подсчитывали прибыли. Более того, мастерская мира пыталась управлять процессом, обеспечивая постоянные заказы для своих заводов.

Логика гонки в принципе была проста-на каждый шаг одной стороны другая отвечала, пытаясь превзойти соперника. Оппонент отвечал тем же. И эта музыка могла быть вечной.

Заказ в 1887 году чилийцами броненосца "Капитан Прат" и двух бронепалубных крейсеров типа "Президенте Пинто" вызвал в 1888-1891 годах заказ аргентинцами двух броненосцев типа "Либертад", бронепалубных крейсеров «Вейнтисинко де Майо» и «Нуэве де Хулио». Все, кроме чилийского броненосца и крейсеров заказа 1887 года, было построено в Британии.

Основной игрок на рынке экспорта боевых кораблей, компания "Армстронг" (Sir W.G. Armstrong & Company), после постройки двух аргентинских крейсеров здраво рассудила, что Чили будет искать чем ответить. И в инициативном порядке, то есть еще в процессе переговоров с чилийцами, в июле 1892 года заложила еще один крейсер по чертежам проекта усовершенствованных "аргентинцев". Как и прототипы, он относился к классу эльсвикских крейсеров, быстроходных, хорошо вооруженных и защищенных кораблей, крайне популярных во флотах стран второго эшелона. Проект был подготовлен Филипом Уоттсом и напоминал знаменитый эльсвикский крейсер для Японии-"Иосино".

Крейсер уже вовсю строился, когда стороны в сентябре ( по другим данным в ноябре) 1892 года согласовали контракт. За £ 333 500 чилийцы получили не только строящийся крейсер, но и возможность внести в проект необходимые им изменения. Список изменений подготовил нанятый Чили в качестве консультанта бывший главный строитель Королевского флота Эдвард Рид. Благодаря ему крейсер получил более мощную, чем у аргентинских прототипов артиллерию и соответствующее укрепление корпуса.

Вся эта серия эльсвиков получилась весьма удачной, что позволило Армстронгу вернуться на чилийский рынок.

Крейсер получил имя «Бланко Энкалада», вторым в чилийском флоте после броненосного фрегата Blanco Encalada, потопленного во время гражданской войны в Чили 1891 года.

Мануэль Хосе Бланко и Кальво де Энкалада (21 апреля 1790 г. - 5 сентября 1876 г.) был вице-адмиралом чилийского флота , политическим деятелем и первым президентом Чили (временно) (1826 г.).

-2

-3
-4
-5
-6
-7

«Бланко Энкалада»“Blanco Encalada” «Армстронг Митчелл и Ко. Лтд», Newcastle, Элсвик . Заводской номер 605. Заказан 1892. Строительство начато август 1892 года. Спущен на воду 9 сентября 1893 года. Введён в эксплуатацию 29 мая (апрель) 1894 года. Учебный корабль с 1920. Вывод из эксплуатации 1940. Списан 19.12.1945

Водоизмещение ст.4 420, норм. 4568/4600 тонн. Длина 110 /112,78/ 113 м. Ширина 14/14,17 м. Осадка 5,64-6,2 м.
Бронирование-сталь-Палуба — 42-44 мм (76-102 (114)мм на скосах), щиты орудий — 63 - 114 (152 - 51)мм, боевая рубка — 76 мм(152)
Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 8 паровых цилиндрических котлов, 14 600 л. с.Движитель 2. Скорость хода 22,8 узла. 860 (866)т угля. Дальность 3350 миль (9 узлов). Экипаж 300 -427 человек.
Вооружение-2 × 1 — 203-мм/40 Armstrong P, 10 × 1 — 152-мм/40 Armstrong W2, 12 × 1 — 47-мм, 12 × 1 — 37-мм/20 Hotchkiss. Минно-торпедное вооружение 5 × 1 — 450-мм (381 мм)надв.торпедных аппарата (1 нос, 4 борт) * по данным Конвэя вместо 47 мм-12 x 1 - 76/40 Armstrong N

Модернизация 1919-1920 года- демонтированы 12 х 1 - 76мм/40, 12 х 1 - 37мм/20, 5 - 450 торпедных аппаратов; установлены 5 x 1 - 76мм/40 Armstrong N AA, 1 x 1 - 40 мм/39 2pdr QF Mk II . Вооружение в итоге -2х1 – 203-мм орудия, 10х1 – 152-мм орудий, 5х1 – 76-мм орудий, 1х1 – 40-мм зенитный автомат.

В 1937 году крейсер прошел еще одну модернизацию.

«Бланко Энкалада» имел стальной гладкопалубный корпус с двойным дном на всю длину и таранным форштевнем. Подводная часть во избежание обрастания была обшита медными листами и тиком. Силуэт крейсера имел две дымовые трубы в центре и две мачты в оконечностях. При этом фок-мачта стояла перед мостиком для того чтобы дульные газы носового орудия не доставали до ходового мостика.

Скоростные характеристики у крейсера были вполне достойными, 22,8 узла на форсированном режиме при 14 600 л.с.

Основную нагрузку по защите несла стальная броневая палуба, толщиной на скосах 102 мм на миделе, 76 мм в оконечностях и 44 мм в плоской части.

Гордостью корабля стала артиллерия. Армстронг поставил одиночные 203 мм щитовые (толщиной до 152 мм) установки в оконечностях, а 152 мм скорострельные пушки -в спонсонах. Размещение орудий позволяло вести огонь и при свежей погоде.

-8

Служба крейсера была рутинно мирной, Чили больше не воевало.

Единственный случай, когда крейсер вошел в историю, произошел в декабре 1906 года. Новые провинции, Норте-Гранде, завоеванные Чили в войне с Перу и Боливией, были очень богаты ископаемыми, особенно селитрой, по добыче которой Чили сразу вырвалось в мировые лидеры. В провинциях на добыче селитры работало около 40 тысяч шахтеров, в том числе гастарбайтеры из Перу, Боливии и даже Аргентины.

Добывающие компании создали здесь идеальные условия. Для себя. Шахтерские городки полностью контролировались компаниями, с фирменным магазином, частной полицией, жильем и своей денежной системой. Денег шахтеры не видели, им выдавали только внутренние жетоны-токены, которые принимали только предприятии компании. Да и выдачу жетонов задерживали на месяцы. Ах да, чуть не забыл, большинство добывающих компаний были в собственности англичан.

Тяжелейшие условия труда и произвол работодателей привели к всеобщей забастовке ("забастовке за 18 пенсов" ( la huelga de los 18 peniques), требования горняков по оплате трудам в день ). Тысячи горняков разбили лагерь возле школы Санта - Марии в столице региона. Лагерь простоял неделю.

Правительство выполнить вполне вменяемые требования забастовщиков не пожелало. Командующий 1-й армией генерал Роберто Сильва Ренар получил приказ любыми средствами вернуть рабочих на шахты. Двух полков чилийской армии, дислоцированных в Икике, оказалось недостаточно. Дополнительные войска были отправлен как по суше, так и морем. Именно на крейсере «Бланко Энкалада» 17 декабря 1907 года в Икике были переброшены солдаты из Арики .

21 декабря 1907 года генерал Ренар предъявил забастовщикам ультиматум, дав час на то, чтобы покинуть лагерь. Рабочие отказались, так как опасались обстрела с боевых кораблей, стоявших вдоль пути отхода. Через час войска первым залпом расстреляли переговорщиков, а затем открыли огонь из пулеметов по бастующим, а также их женам и детям. По оценкам погибло более 2000 забастовщиков и 300 солдат чилийской армии. В историю это вошло как резня в школе Санта-Мария.

Оставшихся в живых собрали и вывезли обратно на шахты. Генерала Ренара в 1914 году тяжело ранил брат одного из убитых, от ран он скончался через несколько лет.

_Blanco_Encalada_en_1904
_Blanco_Encalada_en_1904

крейсер Blanco Encalada в 1918 году
крейсер Blanco Encalada в 1918 году
-11
Valparaiso_Harbor
Valparaiso_Harbor
-13

В 1920 году «Бланко Энкалада» в доке базы Талькахуано был переоборудован в учебное судно, часть артиллерии и все торпедные аппараты заменили на 5 новых 76-мм пушек и один 40-мм зенитный автомат. В 30-е годы его вывели в резерв и сделали блокшивом. 19 декабря 1945 года крейсер был списан и продан на металл.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам