Найти в Дзене
Молодой ленинец

Художник пишет светом уникальные картины

Оглавление

Эта маленькая квартирка на Красной наполнена светом. Исходящим, прежде всего, от ее хозяина – 82-летнего художника Валентина Массова. Его картины настолько удивительны, что не каждую удается сфотографировать! Неудивительно, что известный московский бард Сергей Калугин, увидев работы Массова написал песню: «Он пишет белое на белом, и Божий свет струится в нем…»

Пензенский художник Валентин Массов с одной из своих картин
Пензенский художник Валентин Массов с одной из своих картин

"Никого не слушай"

«Мое детство прошло в деревне – бывшем имении поэта Языкова в Ульяновской области, — вспоминает Валентин Павлович. — Мне было четыре года, когда старшему брату подарили набор цветных карандашей. Я взял их и заявил, что никому не отдам. Матрена, сестра моей матери, крайне набожная женщина, сказала: «Не трогайте его, он будет художником!» Я помню, как Матрена на коленях молилась перед иконой Спаса Нерукотворного, и воздух вокруг нее дрожал и светился…

-2

К 12 годам я знал наизусть почти всего Пушкина. Помню, прочитав, как поэт погиб на дуэли, потрясенный, уходил в поле, ложился в траву, плакал, смотрел в небо и просил: «Господи, если его нет, нет смысла и мне жить. Возьми мою жизнь, но верни его!» Я верил, что это возможно… После семилетки в 1953-м я уехал в Пензу и поступил в художественное училище. Запомнилось как один преподаватель меня невзлюбил, то и дело говорил, что я бездарен. Ему возражали, мол, красивые работы. Ведь даже ученики старших групп приходили посмотреть, как я работаю с красками. На это преподаватель отвечал, что я болен, а все больные хорошо видят цвет.
Но в 1955-м у меня случилась встреча с академиком Аркадием Пластовым. Посмотрев мои работы, он сказал: «Бог дал тебе драгоценный глаз. Работай так, как Бог на душу положит и никого не слушай!»

-3

Я стал частенько наведываться в Москву, где познакомился с журналистом и детским писателем Герцелем Новогрудским, а у него на квартире – с поэтом Константином Симоновым, драматургом Александром Володиным, актрисой Ольгой Аросевой и ее мужем, джазовым певцом Аркадием Погодиным. Они с огромным удовольствием смотрели мои картины.
В 1968 году не без помощи Новогрудского Валентин Павлович стал работать в Художественном Фонде.

В Фонде художники занимались исключительно оформительской работой, зарабатывали деньги. В мастерской, куда меня определили, трудились двое фронтовиков. К таким людям я всегда относился с благоговением, у меня отец погиб на фронте. Но они со мной даже не здоровались, как и все, считали меня абстракционистом и формалистом.

Все за несколько минут изменила… радиопередача. Однажды актер Качалов прочитал вступление к «На поле Куликовом» Александра Блока. Мне не понравилось, как он читал, и я тут же вслух прочитал свой вариант. Да так, что фронтовики были потрясены и в один голос выдохнули: «Ничего себе!» И с тех пор они уже не смотрели на меня как на врага народа. Разве может «формалист» так любить русскую поэзию!»

Откровение на Сары-Челек

«В начале 1969-го в Фонде вывесили объявление, что объявлен конкурс на «Лучший пейзаж города» под кураторством Георга Мясникова, — продолжает Валентин Массов. — Я настропалил своих соседей по мастерской, и мы сделали эскиз из трех частей, как бы «Пенза – из прошлого в будущее». Одна часть — старый город, средняя – Пенза современная, а третья часть изображала город будущего.
Когда Мясников увидел наш эскиз, его тут же признали лучшим.

-4

Тогда вся страна готовилась отмечать 100-летие со дня рождения Ленина, и нам приходилось чуть ли не сотнями «клепать» портреты Ильича. Из районов за ними приезжали грузовики, куда мы загружали портреты. Работали с 8 утра до 8 вечера. Отдушина случилась в сентябре. Оформив за лето наглядной агитацией несколько районов, мы с ребятами махнули в творческую командировку в Киргизию.

Там-то, во время посещения озера Сары-Челек я стал свидетелем удивительного явления. Как-то вечером – уже темнело - стоял я в одиночестве над обрывом. И тут над озером и горами возникло свечение - перед моим внутренним взором начали проноситься ужасающие картины апокалиптического будущего! Как я понял, это был один из вариантов будущего нашей планеты. Признаться, такого ужаса я ни до, ни после никогда не испытывал… Откровение перевернуло мое миросознание, и я начал писать акварельные картины, пронизанные светом. Тем самым божественным светом, который явился мне над озером Сары-Челек. Эти работы несли в себе положительную энергию и это подтверждалось тем, что у меня никогда не было проблем с их продажей ни в Пензе, ни в столице, ни в Ленинграде.

-5

Если вам понравился материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях с помощью кнопок внизу. Также не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии.

Подписывайтесь на наш канал.