Найти тему

Почему у онкологических больных выпадают волосы?

Оглавление

Женщина с косынкой на голове – типичный образ онкологической пациентки, который постоянно тиражируется в СМИ, на экранах телевизоров и в интернете. И все прекрасно понимают, что под ней, под этой косынкой – голова, начисто лишенная растительности.

Виной тому – химиопрепараты и лучевая терапия, которые вместе с хирургией составляют классическую триаду лечения онкологических заболеваний.

Дело в том, что одно из основных свойств раковых клеток – быстрое, бесконтрольное размножение. В этом их смертоносность, и в этом их ахиллесова пята. Противоопухолевые препараты и облучение действуют как раз на такие активные клетки, «отравляют» их, заставляя прекратить размножение и убивая.

Но под удар попадают и другие ткани организма, в которых активно происходят процессы клеточного деления.

-2

Отсюда следуют многочисленные побочные эффекты. Выпадение волос – далеко не самый страшный из них. По большому счету, он ничем не опасен.

Но не анемия, не беззащитность организма перед инфекциями, не расстройства со стороны нервной системы, сердца и кишечника внушают самый большой трепет перед лечением рака. Все боятся в первую очередь её – алопецию.

Ведь это то, что сильно влияет на внешность, особенно у женщин.

Научные исследования показывают, что выпадение волос у онкологических больных нередко приводит к психологическим травмам, глубокой депрессии. А 8% пациентов и вовсе отказываются от лечения, хотя на кону стоит их жизнь.

Всё ли так страшно?

На самом деле нет. Во-первых, не все химиопрепараты вызывают алопецию, и не все вызывают в одинаковой степени. Это зависит от дозы, продолжительность лечения, график введения препарата.

Индивидуальные особенности организма тоже играют роль. У двух людей, получающих одни и те же препараты по одной и той же схеме, волосы могут выпадать по-разному.

Иногда волосы выпадают быстро, иногда – постепенно, едва заметно. Например, пациент может заметить, что их стало больше оставаться на расческе, в ванне, на подушке.

Вот, например, как вызывают алопецию некоторые препараты, которые применяют при раке молочной железы:

· Адриамицин обычно приводит к полному выпадению волос на голове в течение нескольких первых недель. У некоторых пациентов выпадают брови и ресницы.

· Метотрексат вызывает алопецию только у некоторых людей. Многим пациентам побочного эффекта удается избежать.

· 5-фторурацил и цитоксан приводят лишь к незначительному выпадению волос. И только у небольшой части больных алопеция становится выраженной.

· Таксол более агрессивен в этом смысле. Из-за него полностью выпадают волосы на голове, в области рук, ног, лобка, брови, ресницы.

Что происходит? Волосы растут за счет деления клеток волосяных фолликулов. В норме они делятся каждые 23–72 часа. Химиопрепараты поражают фолликулы, нарушают процессы деления клеток и вызывают их гибель. То есть делают то же самое, что и с раковыми клетками.

-3

Аналогично работает лучевая терапия. Только в данном случае алопеция коснется лишь участков тела, подвергшихся облучению.

Более современные противоопухолевые средства – таргетные препараты – практически никогда не приводят к алопеции. Но из-за них волосы могут стать более тонкими, сухими, кучерявыми.

На волосы может повлиять и гормональная терапия, которую нередко назначают при раке молочной железы. Препарат тамоксифен делает волосы истонченными, но не вызывает их выпадения.

Это поправимо?

Да.

У большинства людей волосы начинают отрастать через 1–3 месяца после того, как завершился курс химиотерапии. Для восстановления шевелюры в прежнем виде обычно нужно от полугода до года.

Измениться может только внешний вид волос. Например, можно заметить, что после лечения они стали тоньше, жестче, другого оттенка. Но и это временно. Обычно через несколько лет всё становится, как раньше.

-4

Единственный случай, когда есть реально высокий риск потерять волосы навсегда – лучевая терапия высокими дозами. Понятное дело, онколог и радиотерапевт не станут назначать такое агрессивное лечение без веских оснований.

Таким образом, в большинстве случаев алопеция у онкологического больного – не трагедия на всю жизнь, а временное неудобство. И какие бы психологические мучения оно ни приносило, важно понимать, что намного важнее победить злокачественную опухоль.

Впрочем, мучиться из-за перемен во внешности совсем не обязательно. Есть много способов помочь пациенту справиться с этим неприятным побочным эффектом. О них мы поговорим в следующей публикации.