Оцените лайком. Подпишитесь на канал. Поделитесь с друзьями. Дочитайте до конца,познавательная статья.
Первоначальный естественный ареал распространения этих Бесхвостых занимал территории от бассейна Амазонки через всю Центральную Америку до крайнего юга Техаса и реки Рио-Гранде, где они населяют самые различные биотопы — от заболоченных территорий до дюн на побережье.
На протяжении нескольких веков разные народы использовали ядовитость жаб в различных целях. Так у индейцев, населяющих запад Колумбии, долгое время существовала практика ”доения" жаб-аг. Земноводных садили в трубку из бамбука, которую подвешивали над костром, далее аккуратно собирали выделившийся яд и смазывали им наконечники стрел. А китайцы многие столетия использовали этих жаб в лечебных целях – они собирали яд в специальные чашки, сгущали его, а затем изготовляли гладкие черные таблетки ”чан су”. Эти пилюли они применяли для лечения плохо заживающих ран, сильных ожогов, мигреней и даже обычной простуды. Кстати, недавние исследования доказали, что в нетоксичных дозах жабий яд обладает антигельминтными, противошоковыми, противоопухолевыми и радиозащитными свойствами.
Установлено, что яд, вырабатываемый околоушными железами жаб (буфотоксин – представляет собой кристаллы игольчатой формы, горькие на вкус), служит как для защиты от хищников, так и для профилактики развития грибковых инфекций на коже. Кроме того, он спасает земноводных от внешних паразитов. Это один из самых токсичных ядов жаб, он сходен по своему действию с некоторыми растительными алкалоидами. В крайне незначительных количествах может давать выраженный галлюциногенный эффект. При отравлении наблюдается повышение кровяного давления, учащение пульса, позывы к рвоте и судороги, а сильная интоксикация может привести к летальному исходу от нарушения в работе желудочков сердца.
Жаба-ага, известная в англоязычных странах как тростниковая или морская жаба, — одна из самых крупных представительниц Отряда Бесхвостых земноводных и ближайшая родственница хорошо знакомых многим зелёных и серых жаб. В природе нередко встречаются особи длиной 15-20 см (наиболее крупные около 25 см и более) и массой более 1кг, однако таких выдающихся размеров достигают только самки, самцы же — значительно мельче. В окраске полов также хорошо заметны различия. Так, самки обычно буровато-коричневые с тёмным рисунком, в то время как самцы однотонно окрашены в серо-коричневые или оливковые цвета. Кожа этих земноводных весьма плотная, что позволяет им жить в достаточно засушливых условиях и даже в солоноватой воде эстуариев и мангровых зарослей. Как следствие — у этих жаб самые развитые лёгкие среди всех амфибий.
Крупные размеры — не единственная отличительная черта этих жаб, тем более что великаншами они становятся не сразу. Характерными признаками аги являются выступающие над глазами костные дуги, которые доходят до самых ноздрей. По бокам головы расположены крупные околоушные железы (так называемые паротиты), вырабатывающие сильный яд буфотоксин, который некоторые туземные племена используют для изготовления отравленных стрел. Этот яд настолько силён, что может вызвать учащённое сердцебиение с последующей остановкой сердца, что приводит к гибели хищников (в том числе и собак), по неосторожности схватившие жабу зубами. Что интересно, икра и головастики аги тоже весьма ядовиты.
Жабы-аги широко известны своей плодовитостью. Самка средней величины способна отложить до 35 000 яиц за сезон, из которых вылупливаются очень мелкие чёрные головастики. В отличие от взрослых земноводных, головастики, в основном, вегетарианцы – они питаются различными водорослями, соскабливая растительные волокна пятью рядами тонких крючковидных зубов. Кроме того, головастики способны фильтровать органику из воды, а самые крупные поедают икру собственного вида и других земноводных. Несмотря на ядовитость, головастики нередко становятся добычей личинок стрекоз, жуков и клопов.
При благоприятных условиях через 30-50 дней головастики превращаются в крохотных, размером не более сантиметра, жабок. Выпрыгнув на сушу, молодые аги прячутся под камнями, корягами, в трещинах и начинают вести взрослую, хищническую жизнь. Они очень прожорливы и не переборчивы — съедают всех, кого способны поймать и проглотить: мелких насекомых, пауков, прочих беспозвоночных. Быстро подрастая, переходят к более крупной добыче, начиная охотиться на других земноводных и пресмыкающихся (ящериц, змей), мелких птиц и даже грызунов. Живущие на морских побережьях аги охотятся также на крабов и улиток, поедают выброшенных на берег медуз. Но всё же основной составляющей ежедневного рациона жаб были и остаются различные без позвоночные. Именно благодаря склонности к пожиранию жуков — вредителей сельского хозяйства — агу начали завозить в некоторые тропические страны.
В начале 30-х годов прошлого века был проведён ряд экспериментов по расселению жабы-аги в разных странах для борьбы с вредителями сахарного тростника. В 1932 году первых земноводных завезли на Гавайи, Гуам, Самоа, Пуэрто-Рико, Гаити и некоторые другие острова, затем — в Японию, на Тайвань, Филиппины и Папуа-Новую Гвинею. В июле 1935 года около сотни жаб-аг доставили на экспериментальную станцию Австралийского сахарного бюро в Эдпонте, что в северном Квинсленде. С этого момента началась эпоха самого успешного завоевания земель в истории современных жаб. Быстро освоившись на новом месте и найдя природные условия северной Австралии весьма комфортными, жабы перешли к внесезонному размножению. Их численность начала расти в геометрической прогрессии, и в настоящее время граница распространения аг продвигается к югу и западу на расстояние от 5 до 50 километров ежегодно. Этому способствуют и высокие адаптивные качества (способность переносить температуры от +5 до + 40С), и их ядовитость, что в совокупности делает их идеальными захватчиками. Всё бы хорошо, если б жабы исправно занимались тем, ради чего их и отправили в далекую Австралию. Однако вредителей на сахарных плантациях меньше не стало, зато аги принялись истреблять аборигенных лягушек, ящериц и мелких сумчатых, в том числе и редкие виды. Кроме всего прочего, крупные хищники, пытающиеся полакомиться незнакомками, на себе ощутили воздействие жабьего яда. Динго, сумчатые куницы, вараны, змеи и крокодилы — вот неполный список животных, пострадавших от пришельцев. Как часто бывает, благие намерения, которыми руководствовались биологи, привели к противоположному результату — теперь сами аги попали в разряд вредителей.
Потерпев поражение, австралийские учёные все же нашли жабе-аге полезное применение и заставили её послужить обществу. Выяснилось, что половая система этих амфибий определённым образом реагирует на гормоны, вырабатываемые в организме беременной женщины. Поэтому в конце 50-х — начале 60-х годов самцов аг часто использовали в качестве дешёвого теста на беременность. Земноводным вводили небольшое количество мочи женщины, и если она была беременна, то уже через несколько часов в моче жабы появлялись живые сперматозоиды.
Эксперименты по расселению аги в других странах также не принесли желаемого результата, но, в сравнении с Австралией, последствия оказались не столь плачевными. Эти неудачи в очередной раз доказывают, что вмешательство в природу ни к чему хорошему не приводит.