11,7K подписчиков

«Сижу за решёткой в темнице сырой». Лермонтов? Нет, Пушкин

34K прочитали

В заметке про «Пилите, Шура, пилите» читатель в комментариях спросил, знаю ли я, кто написал стихотворение «Узник».

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Я сразу дал правильный ответ. Потому что прекрасно знаю, что Пушкин.

Фрагмент картины «Портрет поэта А. С. Пушкина», Автор: Орест Адамович Кипренский
Фрагмент картины «Портрет поэта А. С. Пушкина», Автор: Орест Адамович Кипренский

Но как оказалось, многие уверены, что это Лермонтов.

Один мой знакомый бил себя кулаком в грудь, и утверждал, что он в школе учил это стихотворение и автор был Лермонтов.

Пока я ему не показал «Узника» в книге «Полное собрание сочинений в 20 томах» Александра Сергеевича Пушкина, он отказывался мне верить.

В этой книге находится «Узник»
В этой книге находится «Узник»

Великий русский поэт написал стихотворение в 1822 году.

Так почему же многие уверены, в авторстве Лермонтова?

А дело в том, что у Михаила Юрьевича тоже есть «Узник».

Фрагмент картины «Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова», Пётр Ефимович Заболотский
Фрагмент картины «Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова», Пётр Ефимович Заболотский
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Лермонтов создал свой вариант в 1837 году.

У каждого из них было по «Узнику».

Разгадка

Некоторым кажется, что виноват стиль, который использовал Пушкин. Очень похож на Лермонтова.

За Михаилом Юрьевичем закрепилась слава изгнанника, одинокого странника, рвущегося к свободе. Конечно, пушкинский «узник» подходит такому образу гораздо больше, чем собственное произведение Лермонтова.

Всё это проявление эффекта ошибочной памяти. Мы помним вещи так, как нам их проще запомнить.

Правдоподобность не так важна, как лёгкость ассоциаций. И «орёл молодой» для нас это Лермонтов. И уж никак не Пушкин.

Жаль, что в жизни всё иначе.

Ну и дела

Сейчас я вам расскажу просто вопиющий случай. Если вы корите себя за то, что не знаете поэтов – расслабьтесь. Всё не так плохо.

В одной школе ученик читал наизусть «Узника» Пушкина. Выслушав стихотворение, учительница сказала, что это не Пушкин.

– Неси книгу, – потребовала она.

Книги у мальчика с собой не было и доказать авторство он не смог. Что ему поставили я не знаю, но надеюсь, что справедливость всё-таки восторжествовала.

На родительском форуме есть целая ветка, где родители собирают ошибки педагогов с «Узниками».

Уж если учителя ошибаются, то что говорит о далёких от поэзии людей.

Ведь приписывают же «Весеннюю грозу» Тютчева – Фету.

Ну и вообще, «Муму» написал Тургенев, а памятник Пушкину.

Признавайтесь, тоже думали, что Лермонтов?

Хотите читать каждый день про кино и сериалы? Подписывайтесь на мой канал в телеграме: https://t.me/kinoakula