«Юная бабушка, кто целовал Ваши надменные губы?» Стихотворение «Бабушке» - одно из самых лиричных в творчестве Марины Цветаевой. Известная поэтесса имела польские корни, ее прабабушка Марианна Ледуховская происходила из старинного шляхетского рода.
Юная Марианна (уж не в память о ней ли назвали Цветаеву – Мариной?) вышла замуж за Лукаша Бернацкого. Супруги покинули территорию Польши и обосновались в Москве, снимали дом в Борисоглебском переулке. Лукаш Алексанлрович поступил на службу в императорскую армию, и даже участвовал в подавлении польского освободительного восстания 1831 г. Воевал против своих соотечественников, получается.
У Лукаша и Марианны родилась дочь Мария, бабушка Марины Цветаевой. Была ли она красива? На сохранившемся дагерротипном портрете мы видим прелестную девушку.
В стихотворении Цветаева так описывает Марию Бернацкую:
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Мне эти строки всегда напоминали о моей прабабушке, тоже польке. Сразу представляла, как она играла на фортепьяно на светских вечерах – прабабушка была хорошая пианистка…
Есть и еще одно изображение Марии Лукиничны, правда, только предположительно. На портрете кисти Н.В. Неврева мы видим привлекательную, но уже зрелую женщину.
Позвольте, а как же:
«Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!»
Вряд ли на портрете Неврева действительно бабушка Цветаевой, тем более, что та картина известна как «Портрет молодой женщины», и непонятно, кто и когда придумал, что это бабушка Марины Цветаевой. Смерть бабушки в ранней юности Марина Цветаева не выдумала. Мария Бернацкая вышла замуж за Александра Мейна, стала матерью и умерла вскоре после родов. Увы, смерть роженицы от «родильной горячки» была обыденной вещью в то время. Ей было всего 28 лет.
Марина Цветаева гордилась своими польскими предками, приписывала свой непростой характер знаменитому «польскому гонору». В одном из стихотворений она писала:
Но вал моей гордыни польской -
Как пал он! - С златозарных гор
Мои стихи - как добровольцы
К тебе стекались под шатер.
Цикл стихотворений посвятила Цветаева своей тезке, польской аристократке и московской царице Марине Мнишек. И не раз в ее творчестве встречался отсыл к польской крови, подчеркивалось сходство с Марией Бернацкой:
«Бабушка! Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?»
Судари и сударыни, если вам понравилась статья - не скупитесь на "лайк"! Автору всегда приятно признание)