Найти в Дзене
Городские тенденции

Оценка трансформации потенциала урбанизированного ландшафта: принципы создания новой архитектуры в исторической среде

Оглавление

Как правило, города развивались в экспрессивных природных условиях, что приводило к созданию различных урбанизированных ландшафтов - геосистем, состоящих из природных и социогенных элементов.

Урбанизированные ландшафты сформировали исключительные, уникальные и узнаваемые городские ландшафты. Панорамы и силуэты большинства старых городов признаны ценным наследием, которое необходимо сохранить. Однако эпоха глобализации ставит новые задачи перед сохранением ценных урбанизированных ландшафтов. В настоящее время встает вопрос о том, может ли и в какой степени урбанизированный ландшафт трансформироваться, чтобы оставаться узнаваемым и ценным до сих пор.

В международных документах начала XXI века, посвященных охране культурного наследия, современному и историческому зодчеству придается равное значение. Современная архитектура должна отвечать следующим требованиям: уважение к историческому контексту, гармония и качество.

Принципы создания новой архитектуры в исторической среде

Трансформация городских структур жизнеспособных городов, которая влечет за собой трансформацию урбанизированных ландшафтов, неизбежна. В принципе, есть только два способа трансформации - либо она происходит по-своему, либо ее можно профессионально контролировать.

В статьи мы кратко обсудим, по каким принципам, что и где может возникнуть на исторически сложившейся, урбанистически ценной территории.

Охрана культурного наследия во всем мире регулируется уставами, конвенциями, декларациями и рекомендациями различных организаций по охране наследия. Зачастую они дополняют друг друга, однако ощущаются некоторые общие тенденции. Документы Совета Европы, ЮНЕСКО и международных организаций ИКОМОС содержат положения не только об охране культурного наследия, но и о развитии новой архитектуры в исторической среде, которая, кстати, идет в ногу со временем.

Краткий обзор этих положений:

7-8-е десятилетия 20-го века. В качестве основы для творчества рассматривался контекст культурного наследия, поощрялась структурная и композиционная гармония новых строений с исторической средой, и особое внимание уделялось принципу современности - каждое произведение должно отражать свой век.

8-9-е десятилетия 20-го века. Знание и уважение контекста культурного наследия должно привести к органической взаимосвязи нового произведения с окружающей средой. Особое внимание уделяется сохранению целостности, самобытности и местного духа исторической среды. При разработке новой архитектуры рекомендуется использовать типичные для региона строительные материалы и сохранять традиционные технологии. Новые архитектурные произведения должны дополнять и обогащать ценности исторических медиа, не преобразуя их. Принцип современности подчеркивается более мягко - новизна предмета должна быть признана только при тщательном его изучении.

Переломный момент 20-го - 21-го веков. Международные документы поддерживают преобразование исторической городской среды, сохранение и укрепление культурного значения и специфического характера наследия. В последних документах предпринята попытка объединить как положения о защите и устойчивом потреблении, так и положения о развитии и создании новой архитектуры. Поощряется развитие контекстуальной, современной и высококачественной архитектуры. Новый архитектурный объект должен отражать свой век, и в будущем должны быть признаны следы вмешательства.

В международных документах начала XXI века современная архитектура рассматривается как эквивалент исторической архитектуры: "Историческая и современная архитектура является достоянием местных сообществ". Требования к современной архитектуре - уважение к историческому контексту, гармония и качество.

Положения, которые можно было бы использовать при создании новых объектов в ценных городских районах, изложены также в Директивах по управлению объектами всемирного культурного наследия, подготовленных по совместной инициативе ИККРОМ и ИКОМОС под эгидой ЮНЕСКО. Разработанные новые современные структуры должны не только отражать дух своего времени, но и учитывать исторический контекст.

Проектирование новых структур должно основываться на четком систематическом анализе морфологии исторической ткани. Согласно Руководству, новое здание должно было бы иметь:

  • ритм, который гармонизирует с городскими ритмами и морфологическим рисунком окружающей среды;
  • сбалансированность в контексте (....);
  • уличную границу, следующей за линией уже существующих зданий;
  • силуэт, соответствующий традиционному местному характеру;
  • материалы, которые являются традиционными или совместимыми с традиционными;
  • окна похожи по характеру и соотношению "окно:стена" на типичные здания в одной и той же зоне;
  • и иметь высокое качество строительства и проектирования...

В. Юркстас, один из самых известных исследователей старых городов Литвы, который подробно изучил объемный пространственный состав Старого города Вильнюса, обратил внимание на то, что наиболее яркой особенностью городской структуры Старого города Вильнюса является разнообразие пространственного состава.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5643/109064684.2d7/0_b5f61_2015e991_XL.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/5643/109064684.2d7/0_b5f61_2015e991_XL.jpg

Он так же сказал:

"[Вильнюс] Старый город не имеет полной композиционной структуры. Напротив, это открытая структура на определенном этапе своего развития и только некоторые из ее изолированных микроструктур полностью развиты. Поэтому состав и функциональная структура Старого города нуждаются в дальнейшем развитии, для чего необходимо добавить новые клетки. Эта его особенность является объективной основой для процветания творчества в Старом городе".

С исследователем можно согласиться, что Старый город Вильнюса обладает внутренними ресурсами и потенциалом для дальнейшего развития, но следует отметить, что создание нового городского качества в исторической среде, без ущерба для существующей гармонии, является сложной и сложной задачей. Ее решение требует методологической последовательности. Для достижения конечного результата проекты должны последовательно проходить этапы изучения особенностей существующей городской структуры, обоснования концепции и подготовки детальных проектов. Успех проектов также зависит от мастерства разработчиков.

В 21 веке инвесторы проявляли особую активность в своих инициативах по развитию различных проектов и началу нового строительства в Старом городе Вильнюсе. Такие инициативы строго регулируются литовскими государственными учреждениями по охране наследия и часто получают сопротивление со стороны общества.