Найти в Дзене

Кого нельзя застать врасплох. Петербургский судья Николай Морозов о работе секретаря соревнований по боксу

Кого нельзя застать врасплох. Петербургский судья Николай Морозов о работе секретаря соревнований по боксу

Не так давно на крупных соревнованиях в ответ на мою реплику один из тренеров бросил мне: «Что ты в этом понимаешь, ты всего лишь секретарь!»

Это «всего лишь» меня тогда несколько удивило. Ведь можно великолепно провести соревнования как с точки организации, так и технического оснащения, но если не будет грамотно оформленного отчёта технического делегата (супервайзера), если будут допущены ошибки в документации (регламенте или составах пар), если в процедурах взвешивания и на жеребьёвке будут сбои, то вся работа организаторов может пойти пойдет насмарку.

Этот тренер, поняв, что погорячился, потом несколько раз подходил, извинялся...

Итоговый результат соревнований, как известно, зависит от слаженной работы коллектива, который на них занят. Этот коллектив называется ГСК — главная судейская коллегия. И секретариат в нём играет не самую последнюю роль.

Согласно правилам соревнований, Главный секретарь соревнований по боксу обязан:

— участвовать в мандатной комиссии по допуску боксёров к соревнованиям;

— вести протоколы взвешивания и заполнять паспорта боксёров;

— составлять графики соревнований по весовым категориям;

— готовить составы пар;

— готовить отчёт технического делегата (супервайзера ) соревнований;

— вести статистику участия рефери и боковых судей в судействе каждого боя.

И это далеко не всё, поскольку, никакие правила, никакие законы не могут объять жизнь во всей её полноте, и порой приходится принимать решения по ситуациям, не предусмотренным регламентом…

Как становятся секретарями соревнований по боксу?

В детстве и юности я занимался боксом у Сергея Андреевича Емельянова — на стадионе им. В. И. Ленина и во Дворце пионеров. Нельзя сказать, что я достиг выдающихся успехов, но в сборную города входил, был победителем ряда студенческих соревнований, финалистом чемпионата города. После окончания Военно-механического института спорт я оставил, пошел трудиться на Кировский завод, работа моя была связана с частыми поездками, и во многом поэтому времени на бокс по большому счету уже не оставалось.

И вот уже спустя двадцать с лишним лет после окончания Военмеха, году в 1997-м, на какой-то выставке на Зимнем стадионе я увидел Вадика Пономарева, мастера спорта, моего товарища по сборной города. Он к тому времени уже был заместителем директора Зимнего стадиона. Мы друг друга узнали, обнялись, естественно, отметили встречу… И Вадим стал спрашивать, чем я занимаюсь, где работаю… Беседовали мы довольно долго, и общий смысл всего сказанного мне Вадимом тогда заключался в том, что нельзя окончательно порывать с тем, чем ты занимался в юности, это твои товарищи, это часть тебя, которая всё равно никогда из твоей жизни не уйдёт.

Он меня убедил, я пошел к Борису Григорьевичу Тихонову, тоже моему давнему знакомому, который тогда был председателем петербургской коллегии судей, и сказал, что хотел бы вернуться в бокс уже в другом качестве. Года два я отработал судьей, и однажды секретарь соревнований по боксу Зинаида Николаевна Матяш, уникальный специалист, единственный тогда в городе женщина - судья республиканской категории, попросила меня, когда кто-то из ее коллег не пришел, помочь ей на каком-то турнире. Я отработал тогда помощником секретаря, на следующих соревнованиях тоже подключился. Так и пошло. ПЕ

Петербургские судьи по боксу Б. Г. Тихонов, С. И. Коберник, З. Н. Матяш, Ю. А. Мережко, А. Г. Ширяев
Петербургские судьи по боксу Б. Г. Тихонов, С. И. Коберник, З. Н. Матяш, Ю. А. Мережко, А. Г. Ширяев

Зинаида Николаевна отличалась педантичностью, чрезвычайно скрупулезным и ответственным подходом к проведению соревнований. Для нее мелочей не было, поблажку она себе не давала ни в чем. В зале соревнований она появлялась за четыре часа до начала боев!

И конечно, это один из моих главных учителей в этом деле. Как работать с тренерами и судьями, как оформлять бумаги, как со спортсменами общаться — всему этому я учился в основном у неё. Главное, чему она меня научила: секретарь всё должен делать чётко, быстро, у него нет права даже малейшую ошибку — просто потому что она может привести к серьёзным последствиям. Сейчас на крупных соревнованиях всё делает компьютер, но в основе всякого процесса — человек. И если он не понимает сути происходящего, то и компьютер может выдавать не совсем понятные вещи.

Профессионализм и человеческий фактор

В начале двухтысячных Зинаида Николаевна умерла, спустя какое-то время ушел из жизни и другой наш замечательный секретарь Семен Исаакович Коберник, по возрасту стал постепенно отходить от дел Михаил Яковлевич Рушанский.

Один из старейших петербургских судей по боксу М. Я. Рушанский (в центре)
Один из старейших петербургских судей по боксу М. Я. Рушанский (в центре)

Высокопрофессионально выполнявший обязанности секретаря судья всесоюзной категории Юрий Осиноватиков окончательно перешел к тренерской деятельности, и я постепенно стал работать на соревнованиях исключительно секретарем. Работа секретаря нравилась мне больше, чем работа судьи. У меня к тому времени накопился ощутимый профессиональный опыт; по работе, которая была связана с частыми поездками, со сменами деятельности, общаться мне приходилось с самыми разными людьми. А общее количество профессий, которыми я в той или иной степени владею, думаю, превышает полсотни;

В девяностые годы мне пришлось на отдаленной площадке Кировского завода, на котором я работаю уже больше сорока лет, побыть и общественным кассиром, и опыт работы с наличными финансами, что также входит в сферу обязанностей секретаря сегодня, у меня тоже накопился приличный.

Крепкий профессиональный секретарь всегда держит тренеров и представителей спортсменов и даже своих коллег на определенной дистанции, все его требования беспрекословно выполняются.

Не так давно у меня произошел конфликт с одним молодым, но уже известным не только в нашей стране, но и в Европе, судьей. Он что-то у меня спросил, когда я как раз готовил очень важные документы; я попросил его подойти, мне нужно было сосредоточиться. Он, будто не слыша, повторил свой вопрос, потом ещё раз, и мне пришлось очень резко ему ответить, чтобы до него, наконец, дошло. Он поначалу обиделся, но, видимо, после объяснений старших товарищей потом подошел и прочувствованно извинился.

Если говорить о трудностях нашей профессии, то тут вспоминается прежде всего конец девяностых — начало двухтысячных, когда с оргтехникой было у нас не очень, и приходилось состав пар и другие документы распечатывать на обычной пишущей машинке, иногда чтобы всё успеть сделать, и вовсе писали от руки.

Сейчас тренеры жалуются на обилие отчетов и прочих документов, которые им нужно оформлять. Не могу сказать, что у секретарей такая же ситуация. Бумажной работы больше не стало, тем более что и с оргтехникой сегодня всё в порядке. Больше сложностей приносит так называемый человеческий фактор, собственно общение с людьми. К тренерам сейчас огромное количество разнообразных требований, для подтверждения категории, скажем, нужно, чтобы его воспитанники постоянно что-то выигрывали, и понятно, что каждому тренеру хочется, чтобы у его боксёра и жеребьевка была получше, и график боев полегче. Но как бы ты ни симпатизировал кому-то, какие бы давние отношения вас ни связывали, ты как секретарь должен быть объективен, беспристрастен и держать всех тренеров и участников соревнований на равном расстоянии. Это не всегда легко, до угроз не доходило, но бывали случаи, что в ответ на мой отказ что-то сделать в обход правил, со мной кто-то, обидевшись, переставал здороваться. Но я и правда считаю, что секретарь соревнований должен неуклонно следовать принципам fair play, без этого данная работа теряет всякий смысл и превращается фикцию.

Семья и школа

Моя дочь Софья стала помогать мне в работе, начиная примерно с пятнадцати лет, и кое в чем она меня сегодня уже и превосходит, в частности какую-то работу делает просто быстрее меня и мгновенно замечает мои ошибки и исправляет их. А ведь главная задача секретаря — делать свою работу безошибочно. Не совсем правильно хвалить собственную дочь, но она действительно достигла очень серьёзного уровня в профессии секретаря соревнований по боксу, совершенно заслуженно получила звание судьи всероссийской категории, безупречно отработала на всех крупных международных турнирах, которые в последние годы проходили в Петербурге, и пользуется колоссальным уважением коллег, что неоднократно ей помогало в самых разных житейских ситуациях.

Софья и Николай Морозовы на соревнованиях по боксу.
Софья и Николай Морозовы на соревнованиях по боксу.

В Ленинграде и Петербурге издавна сложилась школа секретарей, именно школа, потому, что знания и опыт лучшие представители этого вида деятельности передавали из поколения в поколение. И у каждого была своя изюминка, свой рабочий почерк, и мне хотелось бы назвать сегодня тех, и тех, кто уже ушёл от нас, и тех, кто успешно работает. Помимо вышеупомянутых З. Н. Матяш, С. И. Коберника, М. Я. Рушанского, Ю. А. Осиноватикова, С. Н. Морозовой это Ирина Олеговна Курицина и Ирина Геннадьевна Еликова. Нельзя не отметить и тех секретарей, кто в высшей степени удачно совмещает секретарскую работу с судейской, — это Пётр Геннадьевич Гуменников и Виктор Иосифович Харшан.

Всех их отличало и отличает не только профессионализм, но и честность, твёрдость убеждений, независимость

Гарантия независимости секретаря — и вообще человека, входящего в боксёрский судейский корпус — наличие основной профессии. Я не верю в то, что специальность «судья по боксу» сегодня может быть профессией человека, основным занятием в жизни и способом заработка — несмотря на то, что есть примеры людей, которые только судят, а работа, скажем, судей международной категории сегодня оплачивается прилично. Наличие «гражданской профессии», достижения в ней, помимо независимости и уважения окружающих, дают общекультурный кругозор, умение решать сложные интеллектуальные задачи, навыки выстраивать отношения, без чего работа судьи непредставима.

И конечно, по-настоящему профессиональный секретарь должен понимать, что и почему он делает и в любой момент свои действия объяснить. Вопрос вроде «почему это так, а не вот так?» никогда не должен застать тебя врасплох.

Секретари соревнований  по боксу (слева направо) Ирина Курицына, Николай Морозов, Ирина Еликова, Софья Морозова
Секретари соревнований по боксу (слева направо) Ирина Курицына, Николай Морозов, Ирина Еликова, Софья Морозова