Найти в Дзене
Лики древности

Мы и люди древности. Опыт взаимодействия

Оглавление

Мы живем в мире, который для древнего человека с его стремлением к созерцанию, показался бы серией несвязных картинок. В то же время, для нашего рационального разума, недоступно осознание, что сон такая же реальность, как и действительность – а для древних это было в норме вещей.

"Парижанка" из Кносса

Когда в 1901 году известный французский археолог и искусствовед Эдмонд Потье посетил своего коллегу Артура Эванса, проводившего раскопки Кносского дворца на Крите, его внимание привлек небольшой осколок фрески с изображением изящной девушки. Эта юная жрица была настолько полна жизни и очарования, что восхищенный Потье воскликнул: «Ведь это же Парижанка!». С тех пор девушка из 14 века до н.э. так и стала называться «Парижанкой».

"Сельский староста"

За 40 лет до «Парижанки» миру явился «Сельский староста», найденный Огюстом Мариеттом в Египте. Когда эту деревянную статую рабочие-египтяне извлекли из гробницы, своим важным лицом и дородным телом писец Каапера очень напоминал шейха (старосту) близлежащей деревни. А ведь древний «Староста» жил в 25 веке до нашей эры!

«Сельский староста». Статуя писца Каапера. XXIV в. до н.э. Каир. Египетский музей.
«Сельский староста». Статуя писца Каапера. XXIV в. до н.э. Каир. Египетский музей.

Так мы отождествляем людей древности с собой.

Но кто же были эти люди древности? Насколько они были похожи на нас? Один советский египтолог как -то сказал, что для того, чтобы понять древнего египтянина, нужно залезть ему в голову. Но как это сделать, не объяснил.

Мы никогда в полной мере не сможем «залезть в голову» людям древности, но благодаря многочисленным изображениям, дошедшим до нас, мы можем вглядеться в их лица и стать к ним немного ближе.

Нефертити и Джоконда

Многие знают знаменитые бюсты Нефертити из Египетского музея в Берлине. Нефертити (с древнеегипетского ее имя переводится как «Красавица пришла») была супругой фараона-реформатора Эхнатона, запретившего культы всех богов, кроме Атона – солнечного диска. В новой столице Египта Ахетатоне искусство стало освобождаться от классических канонов. В рельефах и фресках гробниц Ахетатона ученые находят параллели с фресками минойского Крита. Ведь не исключено, что Нефертити и «Парижанка» были современницами! Созданные придворным скульптором Тутмосом образы Нефертити никого не оставляют равнодушным – улыбка древней царицы не менее загадочна, чем улыбка Джоконды.

Религия и мифология пронизывала всю жизнь древнего человека. Египтяне вообще «парадоксально отрицали смерть» и всю жизнь готовились к переходу в лучший загробный мир. Шумеры же, напротив, после смерти оказывались в темной и грязной комнате. Для греков после смерти также не было ничего хорошего – они попадали в подземное царство мрачного бога Аида – небо было только для богов и героев. Поэтому нужно было брать от жизни все – недаром на греческой земле появился Эпикур.

Человек - это бог?

В эллинистическое время (323 - 30 гг. до н.э), начавшееся после завоеваний Александра Македонского, в греческую культуру с ее демократическими ценностями влился поток восточных традиций. В результате человек стал богом. С малых лет идеалами для Александра Македонского были герои -полубоги Ахиллес и Геракл. Если бы Александр в начале своего похода приказал суровым македонским воинам считать его равным Зевсу, они бы его не поняли. Но в Египте, где фараон традиционно был сыном верховного бога Амона, Александр был обожествлен. В последние годы жизни Александра идея о его божественности не была уже такой невероятной даже для греков.

Бюст Александра Македонского, созданный скульптором Лисиппом (4 век до н.э) и сохранившийся в более поздней копии, считается самым достоверным изображением великого завоевателя. Такого эмоционального накала не знала Древняя Греция! Это лицо героя, который скоро поверит, что он – бог. Сравним лицо Александра с лицом Перикла (5 век до н. э) – государственного деятеля времен афинской демократии – тот спокоен и уверен в себе. Это не герой и не бог, но совершенный человек.

Утраченный мир

В отличии от огромного количества предметов греческой вазописи, картины золотых веков Древней Греции (6-4 вв. до н. э) и эллинистического времени (323 -30 гг. до н. э.) не сохранились. О великолепии утраченного живописного наследия можно судить по мозаике, найденной в 1831г. в Помпеях. Мозаика, изображающая кульминацию битвы Александра Македонского и персидского царя Дария III, имеет размер 5,82 на 3,13 метров и выполнена из камешков (тессер) величиной меньше 1 кв. см. Считается, что мозаика восходит к оригинальной картине, созданной в конце 4 века до н.э. художником Филоксеном из Эретрии, что на греческом острове Эвбея. Замечательная по цветовой гамме и глубине образов, мозаика, выставленная сейчас в археологическом музее Неаполя, производит сильное впечатление – Александр, мчащийся на своем коне Буцефале и пронзающий копьем перса, бесстрашен – в его сжатых губах читается решимость, но взгляд не выражает беспощадности. Это герой – но еще не бог. Дарий же, понимая, что битва проиграна, удивлен и растерян.

А вот фрагмент фрески конца 5 века до н.э. из Пестума в Италии – в то время греческой колонии Посидония. На ней изображена веселая пирушка. Молодой человек слева играет в коттаб – он пытается вино из своей чаши-килика метко плеснуть в специальный сосуд. Лицо юноши сосредоточено. Сосед же весело окликает сотрапезников на другом ложе.

Игра в коттаб. Фрагмент фрески из «Гробницы ныряльщика». Около 475 г. до. н.э.  Пестум. Национальный археологический музей
Игра в коттаб. Фрагмент фрески из «Гробницы ныряльщика». Около 475 г. до. н.э. Пестум. Национальный археологический музей

Замечательным явлением в искусстве 1-3 веков н. э. являются Фаюмские портреты, найденные в одноименном оазисе на западе Египта. C 30 г. до н.э. Египет являлся провинцией Римской империи, но египетский религиозный культ не только не исчез, но и оказал большое влияние на религиозные воззрения того времени. Живописные изображения умерших помещались между обмотками мумии, либо покрывали лицо покойного. Несколько прекрасных портретов из Файюма, которых вообще известно более тысячи, выставлены в ГМИИ им. Пушкина в Москве. Люди пронзительно смотрят нам в глаза. Их образы оживают в нашем сознании, и на миг «мы» и «они» как бы становимся современниками.

Очень интересны и два скульптурных портрета 1 века до н.э. – мужчины из археологического музея Родоса и юноши из музея Ираклиона на Крите. Изображенные печальны и погружены в себя – по-видимому, статуи изготовлены после их смерти.

Новое время - новые люди

Теперь всмотримся в лицо ростовщика из Помпей Цецилия Юкунда, жившего в 1 веке н.э. Это уже совсем другой мир и другие эмоции, более понятные в наше время. Юкунд – бывший раб, отпущенный на волю. Он –деловой человек и знает себе цену. Юкунд на многое готов, ради обогащения – это мостик в наше общество потребления. Цецилий Юкунд хотел, чтобы потомки знали его именно таким – без прикрас и, видимо, не поскупился, поручив работу одаренному скульптору.

Бюст Цецилия Юкунда из Помпей. Бронза. 60-е гг. I в н.э. Неаполь. Национальный археологический музей
Бюст Цецилия Юкунда из Помпей. Бронза. 60-е гг. I в н.э. Неаполь. Национальный археологический музей

Мы никогда не сможем воспринимать окружающий мир и ощущать себя в нем, подобно людям древности. Но их эмоции и чувства нам понятны – они неизменны – и это нас объединяет.

Быть может, пытаясь понять людей прошлого, мы сможем лучше разобраться в себе? Кто знает…