(c 2007) Серия видеоигр от Ubisoft, рассказывающая о противостоянии тамплиеров и ассасинов в разные эпохи и в разных странах. Некогда отличалась такими теориями заговоров, что Дэну Брауну оставалось лишь завидовать.
Сложно поверить, но франшиза, ставшая одним из флагманских продуктов французской компании Ubisoft, начиналась как побочный результат совсем другой серии игр — Prince of Persia. Перед разработкой последней части трилогии «Принца Персии» о песках времени The Two Thrones французы придумали несколько игровых концепций, в одном из вариантов игрок должен был взять на себя роль не принца, а одного из его шпионов-ассасинов. В итоге «Два трона» получились тем, чем получились, а идею с ассасинами стали доделывать до самостоятельной игры.
В 2007 году вышла первая часть франшизы Assassin's Creed. В центре истории были два персонажа: бармен Дезмонд Майлз, наш с вами современник, и его далёкий предок из XII века, ассасин Альтаир ибн-Ла-Ахад. Дезмонда похитила корпорация «Абстерго», которая на самом деле является очередной ширмой для ордена тамплиеров — они что-то ищут в Средневековье, о чём знает Альтаир, сражающийся с европейцами-крестоносцами. Поиски ведут с помощью новейшей технологии «Анимус», которая из ДНК человека способна извлечь память любого его предка и воспроизвести воспоминания.
Assassin's Creed был очень необычным стелс-экшеном: вы не могли прятаться в тенях, как герои Thief и Splinter Cell, не могли переодеваться, как в Hitman, а главным инструментом для незаметных убийств становилась толпа: Альтаир подслушивал, подсматривал, и незаметно для жертвы подбирался на расстояние фатального удара (правда, в первой части сливаться можно было только с небольшими группами католических монахов и исламских учёных). А если противник замечал, что главный герой занимается чем-то подозрительным, то сразу же поднимал шум и начинал погоню — тут помогали уже совсем другие навыки. Альтаир проворно карабкался по любым поверхностям, перепрыгивал с крыши на крышу, а при необходимости мог и постоять за себя в неравном бою. На этой нехитрой формуле — выследи цель, убей, сражайся или убегай — и строилась вся первая часть. Да и последующие, признаться, тоже. Assassin's Creed, 2007 год
Но у первой части игры была одна особенность, которой не было ни в одной последовательнице: Assassin's Creed была задумана так, чтобы в неё можно было играть без интерфейса. Как это работает: руководствуясь дорожными знаками, вы доезжаете, например, до Иерусалима. Одним из способов вы пробираетесь через главные ворота — сразу же в поле зрения попадает высокая башня. Забравшись на неё, вы обязательно увидите на горизонте вход в бюро ассасинов. По пути туда вы обязательно столкнётесь с несколькими горожанами, которым нужна ваша помощь. В бюро вам сообщают имя новой цели и называют три ключевых точки интереса — например, церковь на западе города, рынок в квартале бедняков и площадь перед центральным собором. Все эти объекты можно было увидеть с самой высокой башни в районе, и так далее. К сожалению, потенциальная сложность такого метода для игроков поставила на затее крест: в игру добавили интерфейс, который, на самом деле, уже не был нужен. Первая часть получилась противоречивой: игру хвалили за визуальную составляющую, за атмосферу и сюжет, и ругали за затянутость и монотонность. Но главное, её покупали — и второй части был дан зелёный свет.
Из мрачного и серого Средневековья действие переместилось в Италию эпохи Возрождения. Главный герой — молодой и горячий Эцио Аудиторе да Фиренце — в отличие от своего предка, Альтаира, был куда более интересной и многогранной персоной.
Сиквел получился образцово-показательным: всё, что раздражало игроков, было убрано, а всего, что радовало, стало в несколько раз больше. Конспирология? Тут заговор находился в другом заговоре в третьем заговоре. Атмосфера эпохи? На месте и преумножена. Архитектурные шедевры? Можете прыгнуть с кампанилы собора Святого Марка в Венеции и залезть на крышу флорентийского Санта-Мария-дель-Фьоре. Каждая открытая достопримечательность, кстати, сопровождалась исторической справкой во встроенной энциклопедии. А ещё вы становились свидетелями заговора Пацци против Лоренцо Медичи, спасали Флоренцию от влияния Савонаролы и летали на дельтаплане, сконструированном специально для вас Леонардо да Винчи. Assassin's Creed стал одной из первых игр новой школы, в которых несколько жанров смешивались в безымянный коктейль зрелищности и удовольствия.
Молодой повеса Эцио, постепенно превращающийся в солидного и рассудительного главу ордена ассасинов, настолько пришёлся аудитории по нраву, что про него выпустили ещё две игры: Brotherhood и Revelations, в котором он последовательно посетил Рим и Стамбул. Эти игры практически не отличались от сиквела и даже не считались полноценными частями, поскольку Assassin's Creed III вышел в 2012 году. История Радунхагейду из индейского племени могавков, ставшего ассасином и сражавшегося против тамплиеров плечом к плечу с Джорджем Вашингтоном и Бенджамином Франклином, заодно поставила точку в истории Дезмонда Майлза. После выхода третья часть не получила столь благосклонных отзывов, как, например, сиквел, но со временем полюбили и его.
Assassin's Creed III стал площадкой для ещё трёх игр: четвёртой части, известной как Black Flag (игра про ассасинов-пиратов в Карибском море, считающаяся одной из лучших в серии), Liberation (про ассасина-даму из высшего общества в Новом Орлеане) и Rouge (об ассасине, переметнувшемся на сторону тамплиеров). К этому времени аудитория игроков стала уставать от франшизы, которая выдавала несколько игр в год. Не добавляло любви народной и то, что начиная с «Чёрного Флага» разработчики практически отказались от научно-фантастического элемента в играх и сократили эпизоды в современности до минимума. В этот же период мир игры перестал быть чёрно-белым: в сюжете стали появляться и плохие ассасины, и правильные тамплиеры.
Хуже всего серии пришлось в середине 2010-х. В 2014-м вышла Unity, в которой действия разворачивались на фоне Великой французской революции. Она была потрясающе красива и масштабна и также потрясающе недоделана: статус самой «глючной» части серии просто так не дают. При этом Unity была действительно хорошей игрой, но из-за технических проблем не все могли это оценить и понять. В следующем году на базе Unity вышла Assassin's Creed Syndicate про Лондон викторианской эпохи. Она продалась хуже всего, и виновата была в этом даже не сама игра, а стереотип о франшизе, сформировавшийся к этому времени. Люди устали от ассасинов.
И разработчики избавились от ассасинов. Вышедшая в 2017 году Assassin's Creed Origins практически никак не затрагивал тему противостояния ассасинов и тамплиеров, а действие по большей части сместилось с крыш на землю. Оно и понятно: в Египте периода римского владычества было не так много высоких строений. Origins ещё ближе подошла к жанру ролевых игр, а заодно вместо научно-фантастических стала обрастать фэнтезийными элементами. Как ни странно, изменения пришлись аудитории по вкусу, и Origins стала игрой года по версии многих издательств.
По тому же принципу была скроена и Odyssey, вышедшая в 2018 году — на этот раз игрокам давали шанс примерить на себя роль спартанского воина в античной Греции. В игре стало ещё больше мифов и легенд и совсем не стало ассасинов и тамплиеров — даже намёка на них не осталось. Впрочем, продажи и оценки говорят о том, что серия идёт верным путём. А что касается вражды двух орденов — о них, кажется, и так уже всё было сказано.
Автор: Денис Божинский