Найти тему

Что не понравилось Станиславу Лему в "Солярисе" Тарковского?

Оглавление

В многообразии стилей художественной литературы, особняком стоит направление фантастики. Он позволяет взглянуть читателю за грани нашего мира, представить недостижимую жизнь будущих поколений.

Упадок «неизведанного»

В середине прошлого столетия этот вид прозы постепенно стал загонять себя в угол. Многие авторы использовали определённую схему написания: появляется техническое новшество и ломает действительность. А зачастую, главной целью преследовалось получение прибыли и гонораров. Именно это было поводом для недовольства некоторых писателей.

-2

Одним из них был поляк Станислав Лем. Он считал, что текущее состояние жанра походит на шаблонное творчество. Технологический прогресс уже в 50-х годах 20 века перестал быть изюминкой. Настал момент, когда научная фантастика перетекала в философскую, тем самым расширяя границы познания. На этой волне Лем создал культовый роман «Солярис». Очередное его детище вызвало неподдельный интерес со стороны кинематографистов. Более ценным роман становится, когда узнаешь, что написан он практически за шесть недель.

Столкновение "миров"

-3

Андрей Тарковский первым решился экранизировать произведение. Советский режиссёр поистине считается мастером.

Вот тут-то и начинается интересная судьба книги.
Тарковский не был бы самим собой, если бы не имел собственный взгляд на своё творение. Он дополнил сюжет целым рядом новых персонажей, которых нет в оригинале. У них свои мотивы, они совершают поступки...
Это первоначальный аспект, который возмутил создателя «Solaris». Начальный вариант сценария проходил на Земле, что в принципе противоречило идее польского фантаста: отразить проблематику контакта с космосом, отразить этот мир со своей метафизикой. Знаменитый поляк создавал его как отдельную вселенную, которую хотел изучить. Именно эта планета главный герой, но не люди. Люди, которых в кино поставили на основной план. В фильме не показан сполна сам Солярис: его симметриады и другие причудливые формы-воплощение живого «Океана», восходы двух солнц.

-4

Ведь "Океан" воплощает страхи исследователей. А режиссер сделал именно переживания ученых и людей главенствующими. Как выразился Лем: "превратил в преступление и наказание". "Книжный переплет" оставлял действующее лицо в безысходности для дальнейшего понимания этого мира. А Тарковский оставил ему дом и тоску по Родине — подменил научные размышления о космическом контакте на личные страдания.
В ходе подготовительной работы Станиславу Лему даже не показали финальную версию сценария. О чем он сообщал на "Мосфильм" и особо негодовал по этому поводу в своем письме:

"Никакого сценария я не одобрял, т. к. не читал ничего, кроме первой, ошибочной версии. Я не настаиваю на этом, чтобы быть единственным судьей адекватности романа и сценария. Но как автор настаиваю на этом, чтобы, коль скоро фильм снимается по моей книге), он остался ей идейно и художественно верным".

Материалы по теме:

Мистическая связь судьбы Василия Шукшина и главного героя "Калины красной"

Актрисы из черного списка Пырьева: как рушились судьбы

Фантастический успех " Гостьи из будущего"

Понравился материал? Ставьте "палец вверх" и подпишитесь на канал - это очень поможет развитию нашего проекта.

С уважением, автор канала Исторические точности Елена Андреева